Суть процесса, способы и порядок создания юридических лиц

Создание юридического лица: пошаговая инструкция. Способы создания юридических лиц

Фактически юридическое лицо — некое предприятие, использующее в организации деятельности свою собственность.

На него возложена ответственность по всем своим обязательствам, способно приобретать и осуществлять личные неимущественные, материальные и другие права, является истцом и ответчиком при судебных разбирательствах. У юр.лица обязательно имеется самостоятельный баланс, допустимо наличие сметы.

Данная статья призвана рассказать вам про разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный порядки (способы) создания юридических лиц, про понятия, процедуру, решения, протоколы о таком образовании, порядке прекращения деятельности и подобных нюансах.

Общие сведения

Есть несколько способов образования юридических лиц — разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный. Способ образования предприятия в большей степени зависит от статуса заявителя.

Государственная структура, дочерняя организация, банк или страховое учреждение, коммерческое предприятие с крупным или небольшим уставным капиталом — от этого будет зависеть, какой способ нужно использовать при создании юридического лица. И независимо от порядка создания (возникновения) юридического лица, его необходимо зарегистрировать в государственных органах.

Об изменениях порядка регистрации юридических лиц и ИП расскажет видео ниже:

Распорядительный порядок создания юридических лиц

Итак, распорядительный способ (порядок) образования (создания) юридического лица. Данным способом создаются госучреждения, муниципальные унитарные компании, их дочерние предприятия.

При распорядительном порядке инициатором образования юр.лица выступают компетентные органы-учредители. Они выступают как собственники имущества, закрепленного за юридическим лицом.

Также это может быть орган, уполномоченным распоряжаться данным имуществом.

Обязательно необходимо согласие соответствующих органов на его создание: государственных или муниципальных. К примеру, чтобы создать учреждение в системе МВД России будет использован распорядительный порядок.

Далее будет рассмотрен разрешительный порядок-способ создания юридического лица и его правовое регулирование.

Разрешительный порядок

Разрешительный порядок образования ЮЛ подразумевает непосредственное распоряжение учреждения местного самоуправления или другого госоргана. Для начала члены юр.

лица принимают решение о его создании, а только после просят разрешения на подобное предприятие от компетентных служб.

Установление такого порядка необходимо для проверки законности и целесообразности создания данного рода предприятий.

Разрешительным способом образуются юр.лица для банков или страховых предприятий, жилищно-строительные кооперативы или организации с иностранным капиталовложением. Здесь потребуется разрешение ЦБ России или РосСтрахНадзора.

Обратите внимание

Таким же образом создаются союзы или же ассоциации коммерческих юр.лиц — при их организации нужно заручиться согласием антимонопольного органа.

Для создания тех коммерческих ЮЛ, чей объем вложений учредителей превышает 100 000 МРОТ, также необходимо разрешение федеральной антимонопольной службы.

Про особенности и документы создания юридического лица нормативно-явочным способом мы расскажем вам далее.

Явочно-нормативный порядок

Под явочно-нормативным порядком подразумевается создание юр.лиц таким образом, как прописано в нормативных актах. Инициатива создания ЮЛ должна исходить от планируемых членов организации. В отличие от разрешительного пути организации ЮЛ, при таком способе необходимо сначала получить общее разрешение на создание предприятия до проявления такой инициативы.

Юр.лицо образуется на основании договора о создании юридического лица между учредителями, подписанного гражданами или предприятиями. Это могут быть хоз.товарищества, концерны и ассоциации, создаваемые ЮЛ.

При формировании нового ЮЛ любым из способов требуется соблюсти строго заданный порядок. Обязательно необходим акт, подходящий характеру создаваемого юр.лица: распоряжение, договор, разрешение. Ко всему надо разработать учредительные документы.

ЮЛ может действовать посредством использования устава или договора учредителей. Для юридического лица допустимо применение в своей деятельности оба этих документа. Те юр.

Ознакомьтесь со списком документов для регистрации в налоговых органах, установлен в статье 12 ФЗ:

  • Заявление о регистрации юридического лица при создании по форме
  • Решение о создании ЮЛ
  • Учредительные документы
  • Квитанция об уплате госпошлины
  • Выписка из реестра иностранных ЮЛ из страны происхождения.

Для организации юридических лиц применяются три основных пути создания. Каждый из них имеет свои особенности, они должны быть учтены при выборе способа создания.

О регистрации юридических лиц расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/registratsiya/inye-subekty/sposoby-sozdaniya-yurlits.html

Рассмотрим все способы и порядок создания юридического лица – Юридический справочник бизнеса

Создание юридического лица – достаточно сложный процесс, в котором задействованы инициаторы его образования (учредители) и различные государственные органы. В зависимости от степени участия этих двух групп, согласно действующему законодательству, различают несколько способов создания юридического лица, которые мы рассмотрим в этой статье.

Решение об учреждении юридического лица может приниматься на собрании учредителей либо единственным участником общества. Организация будет считаться созданной после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, в этот же момент возникает ее правоспособность.

Наиболее часто создание юридических лиц выполняется в коммерческих целях, однако может быть и не связано с ними.

Способы создания юридического лица

Основными способами создания юридического лица являются распорядительный и добровольный.

Распорядительный способ ранее широко использовался для создания государственных юридических лиц. Суть данного способа заключается в издании внешнего приказа о создании юридического лица. Такой приказ может быть выдан муниципальным или государственным правовым органом.

Добровольный способ является стандартным способом создания юридического лица, при котором решение принимается всеми учредителями общества или его единственным участником.

Добровольный способ, в свою очередь, может быть двух видов:

  • разрешительный способ – используется для кредитных и страховых организаций, а также союзов и ассоциаций коммерческих юридических лиц при наличии разрешения органа ФАС; при этом разрешение уполномоченного органа запрашивается после принятия решения о создании юрлица его учредителями;
  • нормативно-явочный способ – самый распространенный способ создания юридического лица, при котором разрешение на его образование уже заложено в нормативных актах и документах; при этом способе сначала создаются учредительные документы, которые впоследствии регистрируются в компетентном государственном органе.

Еще одним способом создания юридического лица является явочный или договорно-правовой способ. Он применяется преимущественно в западных странах для создания НКО, коммерческих и некоммерческих организаций.

Независимо от способа создания, юридическое лицо должно пройти обязательную государственную регистрацию, которой предшествует выполнение определенных подготовительных действий.

Порядок образования юридического лица

Образование юридического лица производится в порядке, прописанном в четвертой главе ГК РФ и в ФЗ №129. Кроме этого, для создания разных типов организационно-правовых форм юридических лиц могут применяться дополнительные нормативно-правовые акты.

Процесс создания юрлица начинается с выбора его организационно-правовой формы, которая может быть коммерческой или некоммерческой (некоммерческими являются ЖСК, благотворительные фонды, политические партии, ГК и другие структуры, целью которых не является получение прибыли). В принципе, законодательство не ограничивает организации в выборе ОПФ, но из этого правила есть некоторые исключения: к примеру, аудиторские фирмы не могут создаваться как ОАО.

После выбора ОПФ всеми учредителями или единственным представителем организации принимается решение о создании юридического лица. В решении отображаются сведения об учреждении юридического лица и об утверждении его устава.

Важно

Если юрлицо действует на основании типового устава, в решении указывается, что типовой устав утвержден уполномоченным органом.

Кроме этого, вносятся данные о способах, порядке, размере и сроках образования имущества юридического лица и об избрании его органов.

Следующим этапом создается договор об учреждении организации.

В договоре указываются такие сведения:

  • размер уставного капитала организации;
  • порядок выплаты прибыли всем участникам организации;
  • порядок управления деятельностью юридического лица, в том числе обязанности его учредителей;
  • порядок выхода учредителей из состава юрлица.

Договор составляется письменно в нескольких экземплярах и заверяется нотариально. После этого проводится государственная регистрация юридического лица и включение регистрационных данных в ЕГРЮЛ.

Для этого в регистрационный орган подаются следующие документы:

  • заявление о регистрации – форма Р11001;
  • решение учредителя об образовании организации или протокол собрания учредителей;
  • учредительные документы – устав и учредительный договор;
  • квитанция об уплате госпошлины за оказание регистрационных услуг.

Документы, которые подаются на нескольких листах, должны быть прошиты и пронумерованы. Рассмотрение поданных документов может осуществляться в течение пяти рабочих дней.

Почему в регистрации юрлица могут отказать

Вся информация, которая подается для регистрации юридического лица, проходит тщательную проверку, в результате которой в некоторых случаях в регистрации организации могут отказать.

Это такие случаи, как:

  • подача неполного пакета документов;
  • подача документов в регистрирующий орган, не наделенный соответствующими полномочиями;
  • допущение ошибок при заполнении документов;
  • несоответствие наименования организации законодательным требованиям;
  • указание в учредительных документах недопустимых видов деятельности.

Кроме того, в регистрации юрлица может быть отказано, если документы подаются человеком, не являющимся учредителем организации, и при этом не имеющим нотариальной доверенности, дающей право на выполнение регистрационных действий.

Это основные, но далеко не исчерпывающие причины отказа в регистрации, которые следует учитывать при подготовке документов.

В ряде случаев государственная регистрация юридического лица может быть аннулирована в судебном порядке. Это может произойти, если при подготовке и подаче документов для регистрации юрлица были допущены нарушения законодательства, которые являются неустранимыми.

Кроме того, аннулирование госрегистрации может произойти в результате:

  • непредоставления некоторых данных;
  • несвоевременного предоставления некоторых данных;
  • предоставления для регистрации ошибочных или заведомо недостоверных данных.

Как правило, вся эта информация проверяется на этапе рассмотрения документов, поэтому при наличии указанных нарушений регистрационные документы выдаются крайне редко.

Завершающие этапы создания организаций

Выполнения регистрации юрлица и внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ недостаточно для того, чтобы организация могла полноценно функционировать.

После регистрации требуется выполнение следующих действий:

  • получение свидетельства и других учредительных документов в ФНС;
  • прохождение регистрации в Пенсионном фонде и ФСС;
  • получение кодов статистики;
  • открытие расчетного счета (или нескольких счетов) в выбранном банковском учреждении;
  • изготовление печати для организации;
  • принятие внутренней документации, необходимой для нормальной работы организации;
  • получение лицензии на осуществление деятельности в соответствии с уставом (если это предполагается);
  • регистрация недвижимого имущества.

Каждому из этих этапов необходимо уделить должное внимание. Дальнейшие действия – подбор сотрудников, выбор помещений и прочие, зависят от целей функционирования организаций и выполняются по усмотрению учредителей.

Источник: http://bizjurist.com/sozdanie/sozdanie-yurlitsa.html

Источник: https://businessizakon.ru/sozdanie-yuridicheskogo-lica-poshagovaya-instrukciya-sposoby-sozdaniya-yuridicheskix-lic.html

Вопрос 29. Способы и порядок создания юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда — требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

Создание юридического лица требует соблюдения опре­деленных требований.

В зависимости от форм организаций различают два способа создания юридического лица:

1) распорядительный, представляющий собой созда­ние юридического лица по решению собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом или уполномоченного им органа;

2) добровольный, представляющий собой создание юри­дического лица по инициативе членов будущей органи­зации.

Добровольный способ создания юридических лиц подраз­деляется на разрешительный и нормативно-явочный способ.

Разрешительный способ заключается:

· в принятии решения о создании учредителями юри­дического лица;

· в разрешении соответствующего государственного органа о создании такого юридического лица.

Применяется этот способ при создании союзов, ассоциа­ций, концернов и иных объединений предприятий.

Читайте также:  Социальный сертификат на продукты питания как способ поддержки

Нормативно-явочный способзаключается в том, что во­леизъявление о создании юридического лица должно быть за­регистрировано в соответствующем государственном органе.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрациив уполномоченном государственном органе в по­рядке, определяемом законом о государственной регис­трации юридических лиц.

Совет

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

За государствен­ную регистрацию уплачивается государственная пошлина в со­ответствии с законодательством о налогах и сборах.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Та­кой отказ может быть обжалован в суд.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для создания юридического лица в органы государствен­ной регистрации должны быть представлены учредительные документы, на основании которых юридическое лицо будет действовать. В соответствии с ГК РФ к учредительным доку­ментам относятся устав и учредительный договор. Некоммер­ческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор представляет собой дого­вор, регулирующий отношения между учредителями. Он заключается в письменной форме и вступает в силу с момента заключения.

В нем учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятель­ности по его созданию, условия передачи ему своего иму­щества и участия в его деятельности и условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, уп­равления деятельностью юридического лица, выхода учре­дителей (участников) из его состава и др.

Устав— локальный нормативный акт, утверждаемый уч­редителями. Он определяет правовое положение юридического лица и отношения между участниками.

В учредительных документах юридического лица долж­ны быть определены:

· наименование юридического лица, место его нахож­дения;

· предмет и цели деятельности;

· порядок управления деятельностью;

· другие сведения, предусмотренные законом для юри­дических лиц соответствующего вида.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1493;

Источник: https://poznayka.org/s48085t1.html

Порядок создания юридических лиц (шпаргалка)

Семинарское занятие по гражданскому праву по темам 4-5:

«Понятие и признаки юридического лица. Виды юридических лиц»

Вопросы к занятиям:

Понятие и признаки юридического лица

Юридическим лицом согласно ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1) является организацией;

2) обладает обособленным имуществом;

3) имущество принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или one-ративного управления;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени осуществлять и приобретать имущественные и личные неимущественные права;

6) может нести обязанности от своего имени;

Обратите внимание

7) вправе быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (Смета — расчёт (план) предстоящих доходов и расходов на осуществление какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование деятельности какого-либо предприятия, учреждения, на выполнение каких-либо работ.).

Такой баланс или смета являются одним из признаков обособленности имущества юридического лица и самостоятельности организации. Подразделения юридического лица также могут иметь собственный баланс, однако такой баланс не может быть признан самостоятельным, поскольку он не отражает всех затрат на подразделение юридического лица.

Юридическое лицо как участник гражданского оборота обладает правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность и дееспособность юридического лица по многим параметрам отличны от гражданской правоспособности и дееспособности.

Правоспособность юридического лица означает, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Выделяют правоспособность общую и специальную.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.

Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.

Порядок создания юридического лица в РФ

Разрешительный порядок создания юридического лица предполагает выполнение определенных действий, принятие специфических актов. Последние направлены на придание организации соответствующего статуса. Далее рассмотрим подробнее порядок создания юридического лица в РФ.

Основные способы

Важно

В теории предпринимательского права выделяется несколько вариантов создания юридических лиц. В частности, существуют:

· Учредительно-распорядительный способ. В качестве основания в этом случае будет выступать соответствующее распоряжение муниципального либо государственного органа.

Это может быть, например, решение правительства, администрации субъектов или территориальных уполномоченных структур. Такой порядок создания юридического лица используется при формировании унитарных (муниципальных и государственных) предприятий.

В качестве собственника, на которого возлагаются данные функции, выступают соответствующие федеральные, субъектные и местные исполнительные органы.

· Учредительный способ. Он применяется при формировании коммерческой организации с одним участником. К примеру, это может быть хозяйственное общество. Также этот способ используется при легитимации (узаконивания) индивидуальной коммерческой деятельности.

· Договорно-учредительный способ. Он применяется при образовании коммерческой организации, в котором количество учредителей больше 1. Это может быть также хозяйственное общество либо товарищество, а также производственный кооператив.

·
Дозволительно-учредительный порядок. Этот вариант предусматривает необходимость в получении разрешения госоргана.

Законодательная база

Сегодня в России используются все приведенные выше способы образования организаций.

В Гражданском кодексе закреплены положения о том, что коммерческая деятельность должна осуществляться лицами, которые прошли регистрацию в установленном порядке.

Это значит, что для получения официального статуса организации необходимо провести определенную процедуру оформления. Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация, закрепляются в ФЗ № 129 от 8 авг. 2001 года.

Порядок создания юридических лиц (шпаргалка)

В процессе образования организации выделено несколько этапов:

· Первая стадия. В ходе нее определяется состав учредителей и проводится общее их собрание.

· Вторая стадия. На этом этапе выбирается организационно-правовая форма.

· Третья стадия. В ходе нее оформляются учредительные документы.

· Четвертая стадия.Она предполагает разработку наименования организации.

· Пятая стадия. На этом этапе определяется место, где будет находиться организация.

· Шестая стадия. В ходе нее формируется складочный (уставной) капитал, паевый фонд.

·
На седьмом этапе осуществляется государственная регистрация.

Далее рассмотрим установленный законом порядок создания юридического лица, кратко описав основные стадии.

Определение состава

В законодательстве установлены разные требования по числу и статусу учредителей организации. Например, в хозяйственном обществе может быть всего один участник, а в товариществе – как минимум 2. В производственном же кооперативе — не меньше пяти.

При этом следует учесть, что в качестве учредителя хозяйственного общества не может выступать другое аналогичное объединение, которое состоит из одного лица. Полными участниками в товариществе могут быть коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели.

Совет

В качестве участников хозяйственного общества и вкладчиков в товариществах на вере могут выступать граждане и иные юридические лица. В ЗАО количество акционеров ограничено. Оно не должно быть больше 50. При этом для ОАО таких ограничений нет.

Особенности собрания

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/52168.html

Создание юридических лиц

Юридическое лицо возникает по воле учредителей в результате создания нового юридического лица и в результате реорганизации существующего юридического лица (юридических лиц).

Создание нового юридического лица в основном регулируется нормативными актами, относящимися к различным организационно-правовым формам юридических лиц.

В ГК имеется лишь немногочисленные нормы, относящиеся к созданию любого юридического лица.

Однако это не означает, что нет оснований говорить о наличии в данном случае общих правовых предписаний, позволяющих характеризовать порядок создания юридического лица в целом.

Способы создания юридического лица сегодня принято делить на явочно-нормативный (или нормативно-явочный, или заявительный) и разрешительный.

При явочно-нормативном способе инициатива создания юридического лица принадлежит исключительно его учредителям, которые не обязаны согласовывать с кем-либо свое решение. Регистрирующий орган только проверяет соблюдение учредителями требований, предъявляемых к регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации может последовать только по основаниям, указанным в законе. Акт государственной регистрации имеет необратимый характер, так что в случае неустранимых нарушений, допущенных при государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган может предъявить в суд требование о его ликвидации, но не о признании недействительным акта регистрации.

При этом все действия такого юридического лица будут иметь силу для его контрагентов.

Разрешительный способ предполагает получение предварительного разрешения на создание юридического лица от компетентного органа публичной власти.

Обратите внимание

Делается это в общих интересах участников гражданского оборота, поскольку деятельность таких лиц способна оказывать на них существенное влияние (коммерческие банки, коммерческие юридические лица, занимающие доминирующее положение на товарном рынке).

Любое новое юридическое лицо создается волей его учредителей. Следовательно, процесс создания возможен только после того, как определился состав учредителей и ими избрана подходящая организационно-правовая форма юридического лица.

В общем случае учредителями юридических лиц могут выступать физические и юридические лица, а также публичные образования — Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование. Состав учредителей конкретного юридического лица, однако, зависит от его организационно-правовой формы.

Закон в одних случаях указывает, кто может быть учредителем (участником) юридического лица, в других — устанавливает запрет на вхождение определенных лиц в состав учредителей (участников) юридического лица.

Так, учредителями хозяйственных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие юридические лица (ст. 66 ГК). Учредителями производственных кооперативов могут быть только граждане (ст. 107 ГК), потребительских — граждане и юридические лица (ст. 116 ГК).

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом (ст. 66 ГК). Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Перечень ограничений на вхождение в состав учредителей может быть продолжен. Так, например, число учредителей кооператива не может быть менее 5, а число учредителей ООО и ЗАО — более 50.

Начальной точкой процесса создания юридического лица является решение его учредителей. В зависимости от организационно-правовой формы юридическое лицо может иметь одного либо нескольких учредителей.

Важно

Один учредитель всегда у учреждений и унитарных предприятий (собственник имущества либо публичное образование).

Несколько учредителей (минимальное количество определяется законом) — у хозяйственных товариществ, кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), объединений юридических лиц (союзов и ассоциаций). Хозяйственные общества и фонды могут иметь как нескольких, так и одного учредителя.

Читайте также:  Как правильно оформляется коллективная жалоба на начальника, образец

Принятие решения, а равно форма решения о создании юридического лица специально не регулируются. Исключение составляют решения публичных образований о создании учреждений и унитарных предприятий.

В этих случаях нормативные акты определяют как компетентный орган, так и процедуру принятия решения, его форму и содержание.

Законодательство допускает поэтому, что решение о создании юридического лица может иметь вид протокола, договора или иного документа (например, постановления компетентного органа о создании унитарного предприятия или решения единственного учредителя).

Принятое решение нуждается в исполнении, совершении целого ряда действий, завершающихся государственной регистрацией юридического лица. Поскольку на момент принятия решения есть только учредители, то им необходимо определить, кто и в каком порядке будет нести ответственность за совершение всех этих действий.

А необходимо как минимум разработать и утвердить учредительные документы юридического лица, сформировать имущество, предназначенное для передачи в собственность юридическому лицу, сформировать органы будущего юридического лица, обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией.

Наряду с этим может понадобиться совершение и некоторых дополнительных действий — согласование с компетентными органами создания и территориального размещения юридического лица.

Все эти действия совершаются учредителями в соответствии с заключаемым ими договором о создании юридического лица, либо лицами, указанными в решении о создании юридического лица (для унитарных предприятий и публичных учреждений), либо единоличным учредителем или, по его поручению, иными лицами.

Совет

Учредительные документы, как уже говорилось выше, состоят из учредительного договора и(или) устава. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями юридического лица (п. 1 ст. 52 ГК).

От учредительного договора необходимо отличать договор о создании юридического лица (общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества). Последний не является учредительным документом.

В нем не указываются сведения об участии учредителей в деятельности юридического лица, а также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Договор этот прекращается, как правило, с момента государственной регистрации юридического лица.

Формирование органов юридического лица происходит по решению учредителей на основании утвержденных ими учредительных документов. И хотя самого юридического лица к этому моменту может еще не быть и юридически правильно

было бы поэтому вести речь не об органах, а о лицах, которым учредителями представляется право действовать от имени будущего юридического лица без доверенности, такое решение тем не менее обязательно для регистрирующего органа, будущего юридического лица, а в последующем и для всех остальных лиц.

Формирование имущества юридического лица на этапе его создания представляет собой процесс передачи учредителями своего имущества для юридического лица. В разных организационно-правовых формах этот процесс происходит по-разному.

В хозяйственных товариществах формируется складочный капитал, в хозяйственных обществах — уставный капитал, в унитарных предприятиях — уставный фонд, в кооперативах — паевый фонд.

Для остальных организационно-правовых форм этот процесс предоставлен усмотрению учредителей, которые в соответствии с принятым решением, заключенным договором передают принадлежащее им имущество вновь создаваемому юридическому лицу.

Во всех случаях речь идет, во-первых, об имуществе, наличие которого закон считает обязательным для начала деятельности юридического лица и требует от учредителей предъявления доказательств его наличия к определенному моменту. Во-вторых, можно говорить об имуществе, которое необходимо юридическому лицу для начала его основной деятельности.

Обратите внимание

Его приобретение предоставлено усмотрению учредителей, и законодательством о создании юридических лиц обычно прямо не регулируется. Для того чтобы создать общество с ограниченной ответственностью, занимающееся ремонтом и сервисным обслуживанием автотранспорта, учредителям достаточно сформировать уставный капитал в 10 000 руб.

Но этому обществу для занятия своей основной деятельностью потребуются ценности стоимостью как минимум в несколько миллионов рублей. Законодательство о создании юридических лиц не требует ни строительства производственных зданий, ни приобретения и установки технологического оборудования, транспортных средств и т.п.

в качестве обязательного условия возникновения юридического лица, заявляющего о намерении заниматься такой производственной деятельностью.

Эта цель косвенно обеспечивается реализацией требований других правовых норм, без соблюдения которых тот или иной вид деятельности осуществлять невозможно (нормы о лицензировании, техническом регулировании, государственном надзоре, защите прав потребителей и т.д.).

Но в главном она предоставлена все же усмотрению учредителей, определяющих виды и размер материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых создаваемому ими юридическому лицу к начальному моменту, а равно самостоятельно определяющих правовые формы их передачи (в собственность, в аренду, в концессию, взаем и т.д.).

Здесь, однако, существует одно юридическое препятствие, затрудняющее решение задачи формирования имущества юридического лица. Оно заключается в том, что к моменту государственной регистрации у организации уже должно быть имущество, необходимое для ее деятельности.

Однако субъекта, которому это имущество должно в итоге принадлежать, еще не существует. В случаях когда закон позволяет приступать к формированию обязательной части имущества юридического лица после его создания (акционерные общества), такой проблемы не существует.

Во всех остальных случаях учредителями должно быть определено лицо, действующее в интересах формирования имущества будущего юридическо-го лица, которое обязано будет передать ему имущество, полученное от учредителей, в случае государственной регистрации юридического лица.

Заключительный этап создания юридического лица — государственная регистрация, заключающаяся внесению в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица.

Государственная регистрация вновь создаваемого юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом (налоговой инспекцией) по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  2. учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  3. руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  4. иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=6284

Порядок и способы создания юридических лиц

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретико – правовые основы создания юридических лиц

§1 Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

§2 Сущность и способы создания юридических лиц

Глава 2 Актуальные вопросы применения норм российского гражданского права при создании юридических лиц

§1 Особенности подготовительного этапа создания юридических лиц

§2 Развитие института государственной регистрации, как гражданско- правового механизма возникновения правосубъектности юридических лиц

§3 Пострегистрационный этап создания юридических лиц

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Юридические лица в настоящее время являются главными участниками гражданского оборота: именно они производят большую часть товаров и услуг, являются основными налогоплательщиками.

Для экономического роста общества необходимо поддержка и содействие возникновению юридических лиц.

Важно

По этой причине, в условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания юридических лиц.

Как сделать процесс создания юридических лиц наиболее эффективным для всех участников общественных отношений? Как исключить возможность использования института юридического лица в противозаконных целях? В предпринимательской сфере нередки такие преступные деяния, как незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство. Данные преступления обычно проявляются в разных формах, например: оказание медицинской и иной помощи, различного рода услуг, осуществляемое вне регистрационного и разрешительного порядка, причиняющее крупный материальный ущерб гражданам или становящееся опасным для их жизни и здоровья; мнимое создание коммерческой организации в качестве юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, с целью получения кредита и использования не по прямому назначению; создание «лжефирм» на подставных лиц. Более того, зачастую институт юридического лица используется и с целью «ухода» от уплаты налогов.

Представляется очевидным, что названные нарушения стали возможными из-за отсутствия четкого контроля со стороны государства над процессом создания и государственной регистрации юридических лиц.

До середины 90-х годов вопросы правового регулирования отношений по созданию и государственной регистрации юридических лиц не находили самостоятельного отражения в научных трудах специалистов.

Позднее, при переходе к рыночным отношениям и с появлением новых организационно-правовых форм юридических лиц, дополнительных форм реорганизации, а также процедуре государственной регистрации юридических лиц, — стало уделяться значительно больше места.

Помимо того, изменения, произошедшие в области законодательного регулирования процесса государственной регистрации юридических лиц – введение в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым кардинальным образом изменен действовавший ранее порядок, вызывают необходимость научной разработки надлежащего порядка создания юридических лиц, отвечающего современным потребностям общества.

В юридической литературе недостаточно подробно проанализированы роль и место вопроса создания юридических лиц в системе гражданского права, а также недостаточно изучен механизм государственного регулирования регистрационного производства.

На данном этапе продолжаются дискуссии как о содержании и структуре института регистрации, так и о механизме этого процесса, о различных вариантах (упрощенной и многоступенчатой) регистрации юридических лиц. Не в достаточной мере разработана и теоретическая база создания юридических лиц.

Совет

В настоящее время в юридической литературе нет единого мнения по такому основополагающему вопросу, как отнесение института регистрации юридических лиц к гражданскому или административному праву1.

Существенный вклад в разработку исследуемой в работе темы внесли такие известные ученые, как: В.В.Бараненнков, Т.В.Закупень, И.В.Зыкова, В.А.Захаров, Н.В.Козлова, Д.А.Сумской, С.Э.Жилинский, А.Ю.

Виноградов, В.Ю.Бузанов, К.В.Овсянников, Ю.А.Тихомиров и ряд других авторов, чьи труды заложили теоретико-правовую основу понимания места и роли вопроса создания юридического лица в гражданском праве.

Отсутствие научных трудов, рассматривающих проблему создания юридических лиц в полном объеме, а также наличие пробелов в правовом регулировании, делает актуальной изучаемую тематику. Поэтому исследование, направленное на разработку ключевых правовых проблем создания юридических лиц, безусловно, имеет научный и практический интерес.

Цель данной работы заключается в проведении комплексного исследования правовых и организационных основ создания юридических лиц.

Исходя из поставленной цели, в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

Читайте также:  Как заполнить справку для центра занятости: нюансы получения и расчета

— проанализировать понятие и признаки юридического лица;

— исследовать понятие правосубъектности юридического лица, а также полномочия его исполнительных органов;

— проанализировать сущность и способы создания юридического лица;

— рассмотреть актуальные проблемы, имеющие место на различных этапах создания юридического лица: подготовительный, регистрационный и пострегистрационный;

— выявить особенности правоприменительной практики по созданию юридических лиц и сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования создания юридических лиц .

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу создания юридических лиц. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие создание юридических лиц.

В процессе исследования теоретической базой послужили научные труды в области конституционного, гражданского, административного права, относящиеся к исследуемой теме.

Обратите внимание

В силу особенностей исследуемой темы потребовалось обращение к исторической, экономической, социологической литературе, связанной с объектом и предметом исследования.

Информационной базой исследования послужило действующее российское законодательство в области создания юридических лиц, судебная практика, научные труды отечественных авторов, материалы периодической печати, а также наблюдения и опыт автора, полученный из собственной практики.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, содержащие пять параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.

  • Дипломная работа >> Государство и право… при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их … максимально либеральный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой отказ от концепции …
  • Контрольная работа >> Государство и право… Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии, с … создание. В разрешительном порядке создаются, например, объединения коммерческих организаций— союзы и ассоциации. 1.3 Порядок и способы прекращения юридических лиц
  • Реферат >> Государство и правопорядок или способ создания юридических лиц: 1) распорядительный, 2) разрешительный и 3) явочно-нормативный. 1) Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том. что юридическое лицо
  • Реферат >> Гражданское право и процесс… теории юридического лица — признаки юридического лица 3. ОБРАЗОВАНИЕ (создание) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦАспособы образования юридического лица: а) распорядительный; б) разрешительный; в) нормативно-явочный. — порядок образования юридического лица — формы …
  • Контрольная работа >> Государство и право… в регистрации юридического лица принято различать следующие основные порядки (способы) создания юридического лица: – распорядительный, когда юридическое лицо возникает на …
  • Курсовая работа >> Государство и право… является способом создания юридических лиц. Разделение. Одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лиц. В результате разделённое юридическое лицо
  • Курсовая работа >> Государство и право… регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок и способы создания юридического лица. 1.1 Способы образования юридических лиц В науке гражданского права выделяют различные способы и порядки создания юридического лица
  • Реферат >> Культурологиясоздании юридического лица. В науке гражданского права выделяются следующие способы образования юридических лиц: -распорядительный порядок; — разрешительный порядок; — нормативно-явочный порядок
  • Курсовая работа >> Государство и право… процесс создания юридических лиц различных организационно-правовых форм; 3. рассмотреть порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц. … три основных способа образования юридических лиц:[8, с.41] 1) распорядительный — юридическое лицо возникает по …
  • Курсовая работа >> Государство и право… , учреждения). Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут … предусматривает порядок ликвидации юридических лиц. Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юридического лица или …

Источник: https://topref.ru/referat/35622.html

Порядок и способы создания юридический лиц

План:

Введение

1. Общая характеристика  порядка и способов создания  юридических лиц.

2. Вопросы реализации  явочно-нормативного способа создания  юридических лиц

2,1 Наименование юридического  лица

2,2 Местонахождения юридического  лица

3. Государственная регистрация юридических лиц

4. Ответственность за  нарушение правил регистрации,  а равно и за представление  в орган, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

5. Явочно-нормативный  способ. Пострегистрационная стадия

 Введение

Юридические лица в настоящее время, в условиях, так называемой, рыночной экономики являются, пожалуй, основными участниками гражданского оборота: именно они производят большую часть товаров и услуг, являются основными налогоплательщиками.

Правовая конструкция юридического лица полезна и даже необходима для нормального функционирования экономики, считает А.Ю. Виноградов 1.

Совершенствование института юридического лица в современном российском праве в направлении, отвечающем нуждам развивающегося экономического оборота, способствует формированию в нашей стране рыночной экономики, однако в этой связи невозможно уяснение направлений его эволюции без учета правовой природы такого явления, как юридическое лицо, знания национальных традиций и российского правоприменительного опыта. В силу данного положения особого внимания заслуживает регулирование процесса возникновения (создания) данного субъекта, государственное содействие возникновению юридических лиц.

До середины 90-х годов вопросы правового регулирования отношений по созданию, реорганизации и государственной регистрации юридических лиц не находили самостоятельного отражения в научных трудах специалистов.

Позднее, с формированием рыночных отношений и с появлением новых организационно-правовых форм юридических лиц, а также дополнительных форм реорганизации юридических лиц, процедуре государственной регистрации юридических лиц стало уделяться значительно больше места.

Помимо того, изменения, произошедшие в области законодательного регулирования процесса государственной регистрации юридических лиц и связанные с введением в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»2, которым изменен действовавший ранее порядок3, вызывают необходимость научного осмысления указанного законодательного акта, разработки порядка создания юридических лиц, отвечающего современным потребностям общества.

Однако недостатки действующего вышеуказанного нормативного акта, по замыслу авторов направленного на дебюрократизацию экономики и снятие излишних административных барьеров, порой негативно влияют на процесс создания юридических лиц.

Важно

Должного внимания исследованию проблем реализации способов создания юридических лиц с целью облегчения деятельности учредителей и обеспечения им наиболее полного и легитимного порядка создания и функционирования коллективных образований не уделяется.

  1. Общая характеристика порядка и способов создания юридических лиц.

Порядок возникновения  юридических лиц устанавливается законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц конкретной организационно-правовой формы. Порядок возникновения юридического лица включает в себя непосредственное создание определенными способами и государственную регистрацию.

Юридическое лицо может быть создано в порядке учреждения и реорганизации уже существующего юридического лица.

Под созданием юридических  лиц понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих  правовых актов, направленных на придание лицу юридического статуса.

Существует ряд способов создания юридических лиц, которые  цивилисты пытаются классифицировать.

Так, в соответствии с  уведомительным способом создания юридических лиц, идея которого была заимствована из законодательства некоторых американских штатов, юридическое лицо должно считаться созданным уже с момента представления его учредительных документов на регистрацию (например, путем отправки их по почте или даже сообщения об этом по телефону), а последующий отказ в государственной регистрации влечет появление «юридических лиц де-факто», статус которых может быть подтвержден в судебном порядке. В конечном счете, отечественный законодатель отказался от этой идеи, справедливо полагая, что ее принятие неизбежно поведет к значительным злоупотреблениям со стороны учредителей. Отказ от уведомительного способа образования юридических лиц базируется на ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 51 ГК РФ. Иначе говоря, нельзя просто уведомить соответствующие органы о том, что юридическое лицо создано, необходимо пройти установленную федеральным законом процедуру государственной регистрации.

Уставный способ образования  юридических лиц частично сходен с уведомительным, однако не предполагает уведомления об образовании юридического лица органа государственной власти или местного самоуправления, при котором организация приобретает статус юридического лица лишь с момента такого уведомления.

Совет

Общим для всех выше перечисленных  способов возникновения юридических лиц является то, что при соблюдении любого из них у организации обязательно возникает статус юридического лица и какого-либо иного специального подтверждения наличия у организации данного статуса не требуется.

В отличие от уведомительного, регистрационного, разрешительного  и уставного признаковый и  нормативный способы вообще не предусматривают какой-либо специальной процедуры образования юридического лица. При признаковом и нормативном способах образования юридических лиц говорят о наличии двух независимых друг от друга процедур:

  • первая – образование организации как экономической категории (хозяйствующий субъект, товаропроизводитель), при которой происходит объединение материальных и людских ресурсов без определения правового статуса;
  • вторая – когда у данной организации как гражданско-правовой категории определяется статус путем либо выявления у нее признаков юридического лица, либо выявления у неё признаков, которые признается признаками юридическим лицом на основании правового акта.

Реорганизация юридического лица – прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций.

В таких случаях к вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества прекращаемого юридического лица, могут перейти имущественные права его организационной структуры, правоспособности, фирменное наименование и прочие Реорганизация возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

В зависимости от того, какой орган принял решение о реорганизации юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками) либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия.

Принудительная реорганизация юридического лица происходит по решению Суда либо по решению уполномоченных государственных органов. Однако указывают авторы, наиболее распространенным является нормативно-явочный способ создания юридических лиц4.

Вторая группа цивилистов отмечает, что в теории и правоприменительной практике существует три основных порядка (способа) создания юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

Так при распорядительном способе юридическое лицо создается распорядительным актом органа государственной власти.

Для данного способа характерны три стадии: первая – издание индивидуального (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; вторая – организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); третья – утверждение учредительных документов.

Обратите внимание

Органы местного самоуправления своими распоряжениями могут создавать учреждения и организации на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Добровольные способы  характеризуются тем, что инициатива образования юридического лица принадлежит членам будущей организации. Это обстоятельство не означает, что при таких способах образование организаций находится за пределами какого-либо контроля. Он имеет место и здесь, но в иных формах. В зависимости от них добровольные способы подразделяются на разрешительный и нормативно-явочный.

Е.А. Суханов указывает  на два основных способа создания юридических лиц: явочно-нормативный (регистрационный) и разрешительный5.

Так разрешительный способ создания юридических лиц характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица.

Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Для данного способа характерны: во-первых, инициативный акт учредителей; во-вторых, издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица; в-третьих, организационная работа.

В таком порядке, например, создаются банки, страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних)6.

Источник: http://referat911.ru/Grajdanskoe-pravo/poryadok-i-sposoby-sozdaniya-juridicheskij/86535-1788296-place1.html

Ссылка на основную публикацию