Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

У детей с проблемами здоровья сегодня есть возможность получать знания и профессиональные навыки через интернет. Такая форма обучения как дистанционная школа способствует адаптации ребёнка в обществе, не чувствовать себя одинокими, открывает новые перспективы для будущей деятельности. Обучающиеся осваивают профессию в комфортном для себя режиме и в привычной обстановке.

Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов

Условия должны учитывать индивидуальные потребности особенных детей. Важнейшие из них следующие.

  • Преподаватели должны иметь соответствующую подготовку, что позволит им быть компетентными в вопросе особенностей обучения детей-инвалидов, иметь навыки организации образовательного процесса в дистанционной форме.
  • Учебники на время получения образования выдаются бесплатно.
  • Предоставляются компьютерная техника, выход в интернет, консультации по использованию компьютерного оборудования, используемого для обучения.
  • Учебный план, расписание, количество учебных часов по каждому предмету согласовываются с родителями ребёнка с ограниченными возможностями.
  • Как и в обычной школе, обучающийся выполняет контрольные работы, сдаёт экзамены, проходит итоговую аттестацию, по результатам которой получает документ об образовании.

Варианты организации процесса.

  1. Занятия с использованием веб-камеры.
  2. Чат-занятие.
  3. Телеконференция.

Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

Особенности дистанционного обучения инвалидов

Индивидуальный учебный план создаётся при участии учебного заведения по месту жительства обучающегося и учитывает состояние здоровья, его потребности и пожелания родителей.

Образовательное пространство организуется на дому у ребёнка, что особенно удобно для маломобильных категорий инвалидности.

Использование компьютерных технологий повышает мотивацию к обучению, ведь сегодня это считается современным, интересным и передовым методом, что в дальнейшем может оказать влияние на выбор профессии.

Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

Кроме обучения, реализуется задача по социализации ребёнка. Как и в обычной школе, при дистанционном обучении он общается с учителями, одноклассниками, участвует в творческих проектах, в исследовательской деятельности, находит друзей и вступает в сообщества по интересам.

Интернет-технологии активизируют познавательные интересы детей, привлекают новыми видами деятельности в сети, актуализируют стремление к самообразованию, помогают в подготовке и выполнении домашних заданий по предметам.

Закончив 9 класс, обучающиеся сдают основной государственный экзамен, а после 11 класса – ЕГЭ. После успешной сдачи они могут продолжить образование в высших учебных заведениях с такой же формой обучения.

Дистанционное обучение детей инвалидов на дому предоставляет возможность получить образование независимо от материального положения семей и от места жительства, получить дополнительные навыки, подготовиться к поступлению в ВУЗ. Особенно это актуально для сельской местности.

В Новосибирской области при Областном центре образования организована «Дистанционная школа», где с 2009 года успешно выполняются задачи:

  • Реализация прав детей с ОВЗ Новосибирской области на общее и дополнительное образование.
  • Создание условий и ресурсов для возможности дистанционного обучения.
  • Социализация детей, которые обучаются в дистанционной школе.

За всё время работы дистанционной школы сформировалась система по обеспечению условий для получения образовательных услуг детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на дому. Важно, что новые ученики могут быть приняты в школу в течение всего учебного года и проживающие в любых районах Новосибирской области.

Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

Проблемы обучения инвалидов

К особенным детям всегда требуется нестандартный подход, но даже самые опытные специалисты сталкиваются с проблемами при работе с такими детьми. Формирование учебных навыков обычно отстаёт в развитии и имеет свою специфику, что можно преодолеть некоторыми приёмами.

Таблица. Трудности и способы коррекции.

Проблема Способ коррекции
Мотивация обучения связана с получением высоких оценок и с желанием быть не хуже всех. Успехи отмечать с осторожностью, не формируя у ребёнка переоценки своих возможностей. Предлагать проблемные учебные задания, требующих достаточных усилий для выполнения.
Учебные действия направлены на удовлетворение требований педагога. Формировать способность ставить перед собой цели, разделяя на более мелкие задачи.
Неумение планировать содержание и временной интервал своих действий. Обучать планированию собственной деятельности, помогать составлять план действий.
Слабо развит самоконтроль. Предлагать задания на самопроверку.
Коррекция своей деятельности не удаётся. Побуждать сравнивать свой ответ с правильным, находить недостатки выполнения задания.

Поведение детей с таким диагнозом не всегда позволяет им обучаться в обычной школе, хотя в периоды, когда нет обострений, это допустимо. В некоторых регионах рекомендовано обучать их на дому.

В зависимости от степени адекватности педагог адаптирует учебный материал и образование может быть успешным, потому что шизофрения редко влияет на интеллектуальные способности.

В детском и подростковом возрасте такой диагноз сегодня редкость, признаки этого заболевания проявляются в большинстве случаев уже во взрослом состоянии.

Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

Заключение

Чтобы оценить эффективность дистанционного обучения, достаточно проанализировать количество детей, успешно аттестованных в результате прохождения ГИА и ЕГЭ, ставших победителями олимпиад и различных творческих конкурсов. Такой способ получения образования не уступает обычной школе и позволяет интегрировать обучающихся в общество, в котором им жить в дальнейшем.

Помните цитату Андре Моруа: «Каждому человеку в течение дня представляется не менее десяти возможностей изменить свою жизнь. Успех приходит к тому, кто умеет их использовать».

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное — формы семейного обучения ребенка в школе

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования. 

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

https://www.youtube.com/watch?v=DvXVIjIVPyU

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

                                                                  Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.  
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно. 

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

                                                                  Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Читайте также:  Дали гарантийное письмо о приеме на работу – точно ли оформят трудовой договор?

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.   
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

https://www.youtube.com/watch?v=vF1UGmi5m8s

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

                                                                  Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью.

Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем.

Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.  
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально. 

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.  

Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Образование детей инвалидов: привелегии и программы по обучению

Многие родители особенных детей переживают, не останется ли ребенок безграмотным и необразованным. Стоит знать, что школьное образование для всех детей, в том числе и инвалидов является обязательным. Получать или не получать высшее специальное образование — это вопрос дальнейшего выбора, но предоставление школьного – это обязанность государства.

Право инвалидов на образование

Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

Принятый в мае 2012 ода документ требует выполнять следующие меры в области образования детей с инвалидностью:

  1. Нельзя исключать детей из системы образования по причинам, связанным с инвалидностью.
  2. Инвалиды должны иметь свободный доступ к хорошему школьному образованию по месту проживания.
  3. Место получения знаний должно быть качественно оборудовано с учетом особых потребностей ребенка с инвалидностью.
  4. По месту получения образования должны постоянно приниматься меры для индивидуализированной психологической поддержки.

Педагоги должны развивать у сверстников чувство сострадания, формировать наставничество среди одноклассников, а также способствовать продвижению более комфортных способов общения: жестовый язык и альтернативные способы письма (шрифт Брайля).

Государством гарантирована адаптированная среда для социального развития ребенка-инвалида.

Внимание! Также права ребенка инвалида в школе при обучении прописаны в Конституции Российской Федерации (ст. 5 «Образование»).

Льготы для детей инвалидов начинают действовать еще с детского садика. К примеру, нет потребности ждать своей очереди в группу. Зачисление происходит во внеочередном формате. Для этого нужно к заявлению приложить справку от медико-социальной экспертизы.

Для школьников с инвалидностью полагается специально созданная среда для получения образования, это касается как технических аспектов, так и социальных. Если создать необходимые условия невозможно, то государство гарантирует право на обучение, предоставляемое на дому.

Где бы не обучался ребенок с инвалидностью, государство обязалось предоставлять бесплатные учебники и учебную литературу, в том числе и адаптированные для слепых. Также от государства полагаются бесплатные сурдопереводчики.

При желании инвалид может получать дальнейшее образование в ВУЗах. Зачисление в такие заведения происходит на внеконкурсной основе. На данную льготу имеют право:

  • дети-инвалиды;
  • люди, имеющие подтвержденную инвалидность первой и второй группы;
  • лица, получившие инвалидность в процессе прохождения воинской службы.

Помимо особого льготного зачисления, инвалиды имеют право на получение особой социальной стипендии.

Важно! Студентам гарантировано право на бесплатное место в общежитии.

https://www.youtube.com/watch?v=pSMX1ussf2o

Студенты с инвалидностью имеют право на дополнительное время отдыха между экзаменами. А также им положена единовременная материальная помощь от профсоюза студентов раз в год.

Способы получения образования

В России, как и в других развитых странах, многое делается для повышения социальной активности детей-инвалидов. Очень важно чтобы ребенок не развивался в одиночестве, общался со сверстниками на равных.

Несмотря на множество мер, способных обеспечить полноценное образование детей инвалидов, не каждый в силу своих особенностей может посещать школу. Для них имеются альтернативные методы получения знаний.

Домашнее обучение

Ребенку, не имеющему возможности ежедневно посещать школу, можно оформить получение образования на дому.

Для этого родители должны предоставить в районный отдел образования следующие документы:

  • заявление установленной формы с просьбой производить обучение ребенка-инвалида на дому;
  • справку от МСЭ, подтверждающую инвалидность;
  • заключение от медико-социальной экспертизы об установленной невозможности посещать занятия на общих основаниях в школе.
Читайте также:  Льготы сельским жителям в 2020 году: виды, кому положены и как получить

Решение на предоставление домашнего обучения принимается местными представителями власти и отдела образования.

На основании этих постановлений управление обучающего заведения должны произвести следующие меры:

  1. Заключить с законными представителями ребенка договор на обучение в домашних условиях.
  2. Зачислить ребенка-инвалида в ученики.
  3. Оформить все необходимые документы.
  4. Составляет достаточный для получения полноценных знаний учебный план.
  5. Назначает для реализации плана обучения учителей.

Ученику с инвалидностью положено объяснить полный объем общеобразовательного школьного курса. Оценка знаний происходит также, без каких-либо поблажек. Выданный аттестат не будет отличаться от аттестата учеников, посещавших школу самостоятельно.

Дистанционное обучение

Современные технологии и повсеместная распространённость сети интернет сделали возможным получения дистанционного обучения в комфортных условиях для детей инвалидов. Из бюджета для ученика выделяют средства на приобретения компьютера (ноутбука) и оплачивают связь.

Получение знаний происходит несколькими методами:

  • интернет-уроки;
  • теле-присутствие;
  • чат-занятия;
  • онлайн-конференция;
  • консультация с педагогом.

Основная часть занятий предоставляется ученику в виде записей, которые можно смотреть в любое удобное время.

Внимание! Школа предоставляет возможность получать общение не только с учителем, но и психологом, школьным медицинским работником.

Выработанный навык дистанционного образования позволит в дальнейшем получить специальность все тем же дистанционным методом, через интернет.

Аттестация знаний перед поступлением в школу

Каждому ребенку-инвалиду перед поступлением в школу рекомендовано пройти тестирование специальной комиссии.

В ее состав должны быть включены следующие специалисты:

  1. Педагог-психолог вне зависимости от причины инвалидности будущего ученика.
  2. Педагог-дефектолог, специализирующийся по заболеванию ребенка-инвалида: невролог, офтальмолог, ЛОР, ортопед, психиатр.
  3. Логопед.
  4. Социальный педагог.

Высока вероятность того, что ребенок может испугаться такого количества совершенно незнакомых людей, поэтому присутствие родителей при аттестации обязательно.

Важно! Комиссия может происходить только по письменному согласию родителей. От нее представителям интересов ребенка-инвалида можно отказаться. Решение комиссии, проведенной без согласия, будет признана недействительной.

Комиссия квалифицированных специалистов редко выносит вердикт: «к обучению не годен». Но именно благодаря заключению профессионалов возможно подобрать формат обучения и адаптировать учебное место под особые нужды ребенка.

Доступно ли на данный момент инклюзивное образование?

Инклюзия в образовании означает полное объединение двух методик преподавания: классической и специальной. Далеко не в каждой школе имеются настолько универсальные педагоги. Однако право на инклюзивное образование гарантировано государством для всех детей инвалидов.

А значит погружение в социум будет предоставлено каждому. Главный вопрос, сможет ли школа сделать обучение комфортным и полноценным для ребенка с особыми потребностями.

Условия предоставления инклюзивного образования

Инклюзивное образование предполагает, что дети-инвалиды будут постоянно находиться в одной группе с обычными школьниками. Для получения образования наравне с другими школьниками родители ребенка с инвалидностью должны предоставить положительное решение психолого-медицинской педагогической комиссии.

А сам ребенок не должен быть в меру самостоятельным и не пугаться незнакомых людей и ситуаций.

Внимание! Школа предоставляющая возможность получать инклюзивное образование должна соответствовать всем требованиям «доступной среды»: пандусы, специально-оборудованные классы и туалеты.

Для полноценной инклюзии в штатном расписании школы необходимо наличие сурдопереводчика и дефектолога.

Чем отличается инклюзия от интеграции?

Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

Ведь на протяжении долгих лет существовало понятие интеграции, ставшее уже классическим. Стоит понимать разницу.

Инклюзия предполагает адаптацию среды, в которую предстоит поместить ребенка с инвалидностью, в то время как интеграция является лишь частью качественного инклюзивного образования. А также комплекс психологических мер и приемов для полноценной адаптации инвалида в группе.

Инклюзивное образование обладает следующими характеристиками:

  1. Каждый ученик школы или группы должен участвовать в процессах интеграции, педагоги должны мягко пресекать попытки социума изолировать любого ученика, не только инвалида.
  2. Школы должны быть адаптированы к потребностям каждого ученика.
  3. Изменения должны касаться не только учеников, но и отношения педагогов к новым условиям работы.
  4. Любому ребенку должно быть предоставлено учебное место недалеко от дома.

Развитие детей с ограниченными возможностями должно проходить в обществе сверстников, это позволяет им избавиться от комплексов и продолжить полноценную взрослую жизнь в социуме.

Методы инклюзии

Профессиональными педагогами-психологами были разработаны специальные меры для комфортного пребывания ребенка с инвалидностью в школе.

Для этого имеется несколько методов:

  • расширение свободного доступа к образованию;
  • интеграция;
  • адаптация кружков по интересам для инвалидов;
  • мейнстриминг (посещение праздничных мероприятий).

Cправка! Исследования показывают, что дети с инвалидностью редко отстают в интеллектуальном развитии от сверстников, а порой показывают очень высокий уровень успеваемости.

Образование детей-инвалидов полезно как для самих инвалидов, так и детей с нормальным развитием. В школе дети становятся более открытыми к общению, обретают высокий уровень толерантности, что в дальнейшей жизни может помочь найти решение многих проблем, связанных с социумом.

Обучение детей на дому – отличительные особенности

В соответствии Федеральным законом от 29.12.

2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении,  а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом  уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ  — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

Что такое обучение на дому?

«Домашнее обучениебучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе»  — Википедия.

«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» —  КонсультантПлюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)

Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

  • Оформление обучения на дому
  • Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.
  • Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо  обратиться  в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.
  • На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.

Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.

Организация обучения на дому

Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

  • школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Читайте также:  Очередь на субсидию военнослужащим по личному номеру в 2020 году: как разобраться, кому и что положено

Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

  • индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
  • рабочие программы по общеобразовательным предметам;
  • годовой календарный график;
  • расписание занятий.

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей)  обучающегося на дому.

При обучении ребенка на дому могут  применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.

2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

Достоинства и недостатки обучения на дому

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя  адаптировать  содержательную часть образования,  способы  подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика,  корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно,  в оптимальное для себя время,    постоянно контролировать затраты своих сил .

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт  выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками,  вследствие чего в  будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе  и поиском работы.

Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое  становится все более популярным.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ  была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми  в режиме очного образования.

Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.

2012 «Об Образовании в Российской Федерации»,  а порядок их обеспечения установлен  приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г.

N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который  вступил в силу  1 января 2016 года.

  1. С 1 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.
  2. Отличие обучения на дому от семейного образования
  3. Иногда  родители (законные представители) смешивают эти  понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.
  4. В чем же их принципиальные отличия?
  1. Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.
  2. Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.
  3. Организация обучения  на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.
  4. Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
  5. Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей)  на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.

Справочно

1.Согласно части третьей статьи 44  Закона родители вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения.

Формы получения образования

Согласно   Закону образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Формы обучения

Обучение  может быть организовано в следующих формах:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной (ч. 2 ст. 17 Закона), очно-заочной (ч. 2 ст. 17 Закона), заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона) и  самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).
  • Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
  • 2.Примерная форма заявления родителей
  • Директору (наименование образовательной организации)
  • (ФИО
  • родителя (или законного представителя) (ФИО),
  • проживающего (регистрация)
  • Заявление

Прошу Вас организовать для моего ребенка (ФИО) индивидуальное обучение на дому  в период с «__» ___ 200__ г. по «___» ___ 200__ г.

  1. Основание: медицинская справка, выданная   (наименование  медицинского учреждения и дата выдачи).
  2. С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков и содержанием образовательных программ ознакомлен(а),
  3. Дата ___________
  4. Подпись __________________ (расшифровка подписи)
  5. Источник:
  6. Федеральные законы:

 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014)

ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»

  • Приказы Минобрнауки  России:
  • от 9 ноября 2015 г. N 1309
  • от 2 сентября 2013 года № 1035
  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Материалы с сайтов:

http://273-фз.рф/sites/default/files/files/formy_polucheniya_obrazovaniya_2014_08_15.pdf

http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/819-obuchenie-detej-invalidov-distanczionnoe-na-domu-inklyuzivnoe

https://pravoved.ru/question/517333/

http://www.7ya.ru/article/Obuchenie-na-domu-po-neobhodimosti-i-po-zhelaniyu/

https://www.miloserdie.ru/news/spisok-boleznej-dayushhih-detyam-pravo-uchitsya-doma-vynesen-na-obsuzhdenie/

Письмо МО РФ об обучении на дому.pdf

http://www.rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html

http://direktor.ru/article.htm?id=116

P.S. Минздрав РФ разработал обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение.

  1. Источник:
  2. Проект приказа Минздрава России «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых предоставляет право на обучение ‎по основным общеобразовательным программам на дому»
  3. Также по теме в блоге
  4. Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ
  5. Инклюзивное образование на пути внедрения
  6. Директору школы о семейном образовании
  7. О применении электронного обучения и дистанционных технологий
Ссылка на основную публикацию