Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Особенности государственных и муниципальных предприятий

Унитарность подразумевает под собой определенную форму работы организации, у которой есть такие особенности:

  • создание данного юридического лица осуществляется тогда, когда владелец выделяет определенную долю в имущественной массе, а не при помощи объединения имущества некоторого количества субъектов;
  • юридическое лицо имеет в своей собственности имущество, которое находится на праве хозяйственного ведения либо же оперативного управления, а соответственно разделить его на части нельзя;
  • членство не рассматривается;
  • управление происходит только одним лицом.

Данные предприятия формируются по таким причинам:

  1. для того, чтобы располагать имуществом, которое невозможно приватизировать;
  2. чтобы осуществлять работу касательно реализации важных целей, продавая некоторые услуги, а также товары по доступным ценам, а также осуществляя товарную интервенцию касательно товаров первой необходимости;
  3. чтобы осуществлять некоторые виды работ, которые должны датироваться, а также вести убыточное производство.

Законодательная база касательно унитарных предприятий гласит, что основной их работой выступает поиск решений задач, которые имеют государственное значение. При формировании указанных юридических лиц, государство либо муниципалитет предоставляет им имущество, что будет находиться в их собственности на праве осуществления хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Всякое название, что дается данному субъекту, должно раскрывать принадлежность имущества. Это четко прописано в уставных документах. Данное предприятие отвечает по возникшим обязательствам в пределах данного имущества, при этом, не неся ответственности перед его владельцем.

Такой субъект может распоряжаться своим имущественным комплексом двумя вариантами:

  1. осуществление хозяйственного ведения;
  2. осуществление оперативного управления.

Государственные, а также муниципальные унитарные предприятия при осуществлении хозяйственного ведения сами решают как им распоряжаться своим имущественным комплексом, а также товарами, которые они изготавливают, при этом имея определенные ограничения.

В законодательной базе об этом четко прописано.

Когда применяется оперативный способ осуществления распоряжения имуществом со стороны казенных учреждений, то им необходимо для начала получить согласие на то у владельца.

Владелец имущественного комплекса ставит перед собой такие задачи:

  • Находит выход из ситуации касательно надобности формирования хозяйствующего субъекта;
  • Решает, какое направление в работе выбрать;
  • Решает все нюансы при реорганизации, а также ликвидации;
  • Осуществляет контроль за нахождением имущества в надлежащем состоянии.

Предлагаем ознакомиться:  Как составить апелляционную жалобу?

Утверждение дочерних структур такими субъектами невозможно. В законодательной базе также указан и этот нюанс. Делается это для того, чтобы не дать возможности потерять из под своего контроля имущество, которое передается дочерним структурам. Осуществление финансирования таких субъектов происходит по общему порядку, как и в прочих прибыльных организациях.

Реорганизация данного вида юридических лиц

Законодательная база предусматривает две формы работы таких субъектов:

  1. на праве осуществления хозяйственного ведения (государственные, а также муниципальные унитарные предприятия);
  2. муниципальные унитарные предприятия, которые ведут свою работу на базе осуществления оперативного управления (это казенные учреждения).

Органы государства, либо органы местного самоуправления собственными решениями формируют государственные, а также муниципальные унитарные предприятия, которые ведут свою работу на праве осуществления хозяйственного ведения.

Их формируют, подразумевая наличие определенной цели – выполнение некоторых работ, оказывать различные услуги, а также производство различной продукции.

Указанные задачи присущи в основном предприятиям, которые имеют цель получить выгоду. Но указанные субъекты при реализации своих прав при осуществлении разных сделок ничем не ограничиваются. Так, они имеют возможность передавать в аренду то имущество, которое им на данный момент ненужно.

Зачастую такое государственное предприятие располагает уставным капиталом, который превышает 5000-кратный размер минимальной оплаты труда за месяц. Что касается муниципального предприятия, то в данном случае он должен быть более 1000-кратного размера.

Уставной фонд формируют лишь в муниципальных субъектах.

Обратите внимание

Управление данным субъектом осуществляется только директором. Выбирается он непосредственно собственником данного предприятия либо органом, у которого есть на то право. В случае, если в федеральной либо же муниципальной собственности есть имущество, то в таком случае благодаря нему формируется уже казенное учреждение.

Владелец-учредитель может самостоятельно ликвидировать имущество, что не находится в обороте и ни как не применяется. Лишь владелец может выразить свое согласие на использование казенным предприятием его имущества. Наименование предприятия в любом случае должно иметь слово «казенный».

Реорганизация подразумевает под собой прекращение тех предприятий, которые уже работают, а на базе их формирование новых.

Законодательство прописывает такие варианты проведения реорганизации:

  1. Осуществление слияния;
  2. Осуществление разделения;
  3. Процесс присоединения;
  4. Процесс преобразования;
  5. Процесс выделения.

Когда имущественный комплекс находится в собственности у одного владельца, то в таком случае происходит слияние либо присоединение. Когда при осуществлении процесса разделения либо выделения появляется какое-то имущество, то оно будет принадлежать все тому же владельцу.

Когда произошла смена вида хозяйствующего субъекта либо имущество, ранее принадлежащее ему, передалось к иному владельцу государственного либо муниципального имущества, необходимо срочно внести изменения в уставные документы.

Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод, что унитарные предприятия обладают гражданские права, которые относятся лишь к отдельному направлению их работы.

Плюсы и минусы

Данные субъекты обладают такими плюсами:

  • Их формируют для того, чтобы они могли находить решение на поставленные вопросы.
  • Наряду с иными прибыльными организациями они выступают наиболее устойчивыми, так как они ведут свою работу в том направлении, где почти нет конкурентов в виде частных предпринимателей.
  • Также указанные субъекты располагают помощью со стороны государственных органов, которые не дают им возможности обанкротиться. Они осуществляют своевременную оплату труда своим работникам. А это значительно повышает их рейтинг.

Однако, как и везде тут тоже есть минусы.

Если их анализировать с экономической стороны, то они не эффективны. Уровень заработной платы у них стабилен, а поэтому не повышается, что ведет к уменьшению продуктивности в работе, так как теряется интерес со стороны своих же работников.

Также тут наблюдается использование собственных ресурсов для получения выгоды, поэтому развивается бюрократическая система.

государственный муниципальный особенность предприятие

Источник: https://dtm-chat.info/osobennosti-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-predpriyatiy/

22. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Государственные и муниципальные
унитарные предприятия
(далее
предприятие) – коммерческие
организации, не наделенные правом
собственности на имущество, закрепленное
за ними собственником, этим они отличаются
от иных коммерческих организаций.

Уставный фонд предприятия – минимальный
размер имущества предприятия, гарантирующий
интересы его кредиторов, который может
формироваться за счет денег, а также
ценных бумаг, других вещей, имущественных
прав и иных прав, имеющих денежную
оценку.

Предприятия представляют собой
организационно-правовую форму, посредством
которой осуществляют деятельность
коммерческие организации – юридические
лица, являющиеся субъектами
предпринимательского права (ст. 113–115
ГК РФ).

Имущество предприятия является неделимым
и не может быть распределено по вкладам
(долям), в том числе между его работниками.

Виды:

– унитарные предприятия, основанные
на праве хозяйственного ведения, –
федеральное государственное предприятие
и государственное предприятие субъекта
Российской Федерации, муниципальное
предприятие;

– унитарные предприятия, основанные
на праве оперативного управления, –
федеральное казенное предприятие,
казенное предприятие субъекта Российской
Федерации, муниципальное казенное
предприятие.

Правоспособность предприятий не общая,
а специальная, т. е. они могут
осуществлять только те виды деятельности,
которые закреплены в уставе предприятия.

Деятельность унитарных предприятий в
определенных сферах предпринимательской
деятельности ограничивается.

По согласованию с собственником его
имущества унитарное предприятие может
создавать филиалы и открывать
представительства.

Унитарное предприятие несет ответственность
по своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом и не отвечает по
обязательствам собственника его
имущества.

Важно

Собственники имущества предприятия не
несут ответственность по его обязательствам,
за исключением случаев, когда банкротство
вызвано самим собственником, при этом
на него при недостаточности имущества
может быть возложена субсидиарная
ответственность по обязательствам
предприятия.

Устав унитарного предприятия
его единственный учредительный документ.

Предприятие распоряжается движимым
имуществом самостоятельно, в пределах,
не лишающих его возможности осуществлять
деятельность, за исключением случаев,
установленных законом.

Предприятие не вправе продавать
принадлежащее ему недвижимое имущество,
сдавать его в аренду, отдавать в залог
или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника
имущества государственного или
муниципального предприятия.

Собственник имущества предприятия
имеет право на получение части прибыли
от использования имущества, находящегося
в ведении предприятия.

Предприятие ежегодно перечисляет в
соответствующий бюджет часть прибыли.

Деятельность унитарного предприятия
осуществляется в соответствии с планом
(программой) его финансово-хозяйственной
деятельности.

Руководитель унитарного предприятия
является его единоличным исполнительным
органом.

Особенности реорганизации и ликвидации
унитарных предприятий определены в
Законе о государственных и муниципальных
предприятиях.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4364819/page:22/

Что такое муниципальное унитарное предприятие, какие задачи оно решает, какие особенности такой формы организации

Унитарные предприятия не имеют право пользоваться имуществом.

Законодательством об унитарных предприятиях установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия — это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже если оно и было заработано в процессе производства. Оно является муниципальной собственностью. Кроме того, его нельзя делить и распределять по различным вкладам.

Характеристика унитарного предприятия

Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
  • членство не предусмотрено;
  • управление осуществляется единолично.

Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе.

При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Совет

Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает.

Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Какие бывают формы муниципальный хозяйствующих субъектов

Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:

  • на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).

Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения.

Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций.

Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.

Учредительный документ этого юридического лица — устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

Имущество, принадлежащее унитарному предприятию

Это юридическое лицо использует имущество двумя способами:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе об этом четко прописано.

Читайте также:  Каков размер госпошлины при разводе

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом казенными учреждениями, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается и получаемой прибыли, необходимо согласие собственника.

Собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
  • контролирует сохранность имущества.

Дочерние структуры этими юридическими лицами не имеют права учреждаться. В законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях об этом прямо сказано. Связано это с тем, чтобы не допустить вывода из-под контроля имущества в случае передачи его дочерним структурам. Источники финансирования этих юридических лиц такие же, как и в других коммерческих организациях.

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны.

Их создают для решения актуальных вопросов.

В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей.

Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения. Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий.

С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме того, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Реорганизация унитарных предприятий

Реорганизация представляет собой прекращение действующих юридических лиц и создание новых.

Закон об унитарных предприятиях предусматривает следующие виды их реорганизации:

  • слияние;
  • разделение;
  • присоединение;
  • преобразование;
  • выделение.

Если имущество хозяйствующих субъектов принадлежит одному собственнику, то они реорганизуются при помощи слияния или присоединения.

Если в результате разделения или выделения возникает имущество, то также, как и имущество реорганизованного юридического лица, оно должно относиться к этому собственнику.

Если изменился вид хозяйствующего субъекта или его имущество перешло к другому собственнику государственного или муниципального имущества, эти изменения обязательно вносятся в устав унитарного предприятия.

Обратите внимание

В заключение хочется сделать вывод, что унитарные предприятия имеют гражданские права только в определенной сфере деятельности, для которых они были созданы.

Источник: https://urhelp.guru/biznes/chto-eto-oznachaet-municipalnoe-unitarnoe-predpriyatie.html

Государственные, муниципальные унитарные предприятия: особенности их функционирования

Унитарные предприятия, действующие на основе государственной и муниципальной собственности (без права собственности на принадлежащее им имущество)

Правовое положение

Унитарное предприятие (УП) не наделяется правом собственности на имущество, закрепленное собственником на его балансе. УП действуют на основе государственной и муниципальной собственности (ст. 113 — 115 ГК РФ). Специального закона об унитарном предприятии нет.

УП является юридическим лицом.

Учредители

УП создается по решению уполномоченного на это государственного органа или органа местного самоуправления. Федеральное казенное предприятие образуется по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Учредительные документы

УП имеет один учредительный документ — устав, в котором помимо сведений, перечисленных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должны быть указаны предмет и цели его деятельности, размер уставного фонда, порядок и источники его формирования. Устав утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Формирование имущества

Собственник при создании УП закрепляет на его балансе имущество, необходимое для достижения целей, ради которых создано УП, определяет размер его уставного фонда.

Имущество УП является неделимым и не может быть распределено но вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (абз. 1 п. 1 ст. 113 ГК РФ). В форме УП могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (абз. 3 п.

1 ст. 113 ГК РФ). Имущество государственного и муниципального УII находится соответственно в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294 — 296 ГК РФ).

Органы управления

Руководитель предприятия, назначенный учредителем либо уполномоченным собственником органом, подотчетен им (п. 4 ст. 113 ГК РФ).

Распределение прибыли и ответственность

Прибыль распределяется в порядке, установленном учредителем.

Важно

УП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. УП не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3. ст. 56 ГК РФ.

1. Краткий комментарий правовых основ деятельности унитарных предприятий

Согласно п. 2 ст. 113 ГК РФ, имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или праве оперативного Управления.

В фирменном наименовании УП должно содержаться указание на собственника его имущества (п. З ст. 113 ГК РФ). Полномочия собственника государственного или муниципального имущества осуществляют специально созданные органы управления имуществом.

УП обладает ограниченной правоспособностью, под которой понимают наличие у него лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в утвержденном собственником уставе УП.

Имущество может быть закреплено на балансе УП лишь двумя способами:

— на праве хозяйственного ведения;

— на праве оперативного управления.

Собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение УП:

— решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия;

— определяет предмет и цели деятельности УП;

— назначает руководителя УП;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества предприятия (абз. 1 п. 1 ст. 295 ГК РФ);

— полностью оплачивает уставный капитал предприятия до государственной регистрации (п. 4 ст. 114 ГК РФ) в отличие от других коммерческих организаций, участники которых к моменту государственной регистрации обязаны внести не менее 50% уставного (складочного) капитала (п. 2 ст. 73. п. 3 ст. 90 ГК РФ).

УП, основанное на праве хозяйственного ведения, может, согласно п. 7 ст. 114 ГК РФ, создавать дочерние предприятия. Оно закрепляет имущество за дочерним предприятием только на праве хозяйственного ведения. Действует принцип “никто не может передать больше прав, чем имеет сам” (абз. 1 п. 7 ст. 114 ГК РФ).

Для передачи имущества УП дочернему предприятию требуется сособственника этого имущества (п. 2 ст. 295 ГК РФ). УП (материнская фирма) несет субсидиарную ответственность по обязательствам дочернего предприятия.

УП, основанным на праве оперативного управления, как правило, является казенное предприятие, образованное по решению Правительства РФ по базе федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК РФ).

Совет

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным (п. 3 ст. 115 ГК РФ).

Правительство РФ утверждает устав УП и принимает решение о его реорганизации или ликвидации (пп. 2 и 4 ст. 115 ГК РФ).

Содержание права оперативного управления определяется в ст. 296 и 297 ГК РФ.

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, в отличие от собственника имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, может:

— изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться изъятым имуществом по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ);

— давать (или не давать) согласие на отчуждение или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за казенным предприятием (абз. 1 п. 1 ст. 297 ГК РФ).

Казенное предприятие вправе распоряжаться самостоятельно только произведенной продукцией (абз. 2 п. 1 ст. 297 ГК РФ).

Преобразование унитарного предприятия в предприятия других организационно-правовых форм всегда связано с отчуждением закрепленного за ним имущества и переходом его из государственной или муниципальной собственности в частную, т.е. является одной из форм приватизации и происходит в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Источник: https://students-library.com/library/read/13258-gosudarstvennye-municipalnye-unitarnye-predpriatia-osobennosti-ih-funkcionirovania

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Муниципальные унитарные предприятия России :

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются особым видом юрлиц. Специфика в первую очередь связана с имущественным положением этих субъектов. Рассмотрим далее, что собой представляют государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Общая характеристика

Что такое унитарное гос. предприятие и МУП? Как выше было сказано, ключевым критерием выделения этих юрлиц выступает имущественный статус. Считается, что унитарные государственные и муниципальные предприятия – некоммерческие организации. Однако это не совсем так.

Эти юрлица могут осуществлять предпринимательскую деятельность, однако она должна находиться строго в рамках целей, для которых они созданы. При этом вся прибыль должна идти на развитие унитарных предприятий. Они обладают определенным имуществом, однако имеют на него ограниченные права.

Материальные ценности, вверенные учреждениям, являются неделимыми и не могут распределяться по долям, в том числе между сотрудниками.

Отличительные черты

Для лучшего их понимания отметим основные признаки государственного унитарного предприятия. Юрлицо создается путем выделения определенной части из общего имущества. В качестве собственника выступает государство.

И именно за ним сохраняется право полного распоряжения имуществом, переданным в ведение ГУП. Материальные ценности предоставляются в хозяйственное ведение либо оперативное управление. В создаваемых юрлицах не предусматривается членство.

Орган управления является единоличным.

Причины создания

Государственные унитарные предприятия, как форма управления государственной собственностью, могут образовываться с целью:

  1. Использования имущества, в отношении которого установлен запрет на приватизацию.
  2. Выполнения мероприятий, связанных с решением социальных задач. К ним в том числе относят реализацию определенной категории продукции и предоставление услуг по минимальной стоимости и организацию товарных и закупочных интервенций по изделиям первой необходимости.
  3. Обеспечения некоторых дотируемых видов работ и ведения убыточных производств.

Это основные цели, для которых может создаваться государственное унитарное предприятие. Значение этого юрлица состоит в решении госзадач на коммерческой основе.

Особенности нормативного регулирования

В положениях ст. 11-115, а также 294-297 ГК регламентировано только юридическое положение предприятий. Правила норм не регулируют правовой статус сотрудников. Обязанности и юридические возможности работников предприятий определяются трудовым законодательством.

Вместе с этим в нормах присутствует упоминание о работниках ГУПов и МУПов. Оно связано с имуществом. Как выше было указано, материальные ценности не могут распределяться между сотрудниками.

Если же с согласия владельца юрлицо внесло вклад в уставный фонд унитарного предприятия, то он также становится имуществом общества.

Дополнительные характеристики

Муниципальные и унитарные предприятия России должны иметь устав и фирменное наименование. В названии юрлица должно содержаться указание на владельца имущества. В уставе должны присутствовать полные сведения о собственнике. В частности указывается конкретный субъект или орган территориальной власти. Если владельцем выступает РФ, то сведения об этом также должны присутствовать в уставе.

Гражданское право и процесс

Унитарные предприятия, в соответствии с ГК, не несут ответственности по обязательствам владельца имущества. Соответственно, при возникновении споров эти юрлица не будут выступать в качестве ответчиков.

Между тем муниципальные унитарные предприятия, равно как и ГУПы, отвечают по своим долгам. Владелец имущества по их обязательствам ответственности не несет.

Исключение составляют случаи банкротства, обусловленные действиями собственника.

Формы юрлиц

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть двух видов. Классификация осуществляется в зависимости от типа прав на имущество. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым вверено имущество на праве хозяйственного ведения, образуются по решению уполномоченного института федеральной или территориальной власти.

Устав

Он выступает в качестве учредительного документа. Устав утверждается ведомством, министерством или иным органом, осуществляющим координацию и регулирование работы в соответствующей отрасли. В документе кроме обычных сведений, являющихся обязательными для всех юрлиц, указывается информация о целях и предмете деятельности, величине уставного фонда.

Его размер не должен быть меньше 5000-кратного (для ГУПов) или 1000-кратного (для МУПов) МРОТ. Фонд должен быть полностью профинансирован владельцем имущества в трехмесячный срок с даты создания юрлица.

Унитарные предприятия считаются единственными коммерческими структурами, которые обладают правами и несут обязанности, прямым образом связанные с деятельностью, указанной в уставе.

Казенные учреждения

При создании таких предприятий имущество передается им в оперативное управление. Владельцем материальных ценностей может быть регион, МО или РФ. В качестве учредительного документа также выступает устав. Он утверждается правительством, региональным или территориальным органом власти.

Казенное учреждение не может распоряжаться имуществом, вне зависимости от того, движимое оно или недвижимое, без соответствующего разрешения собственника. Наименование юрлица должно указывать на его тип. По обязательствам казенного предприятия РФ субъект или МО могут нести субсидиарную ответственность.

Это допускается в том случае, если имущества учреждения для удовлетворения требований кредиторов недостаточно. Образование и ликвидация муниципального унитарного предприятия, казенного в том числе, осуществляется по решению территориального органа власти.

Прекращение деятельности ГУПа производится на основании постановления правительства или регионального уполномоченного органа.

Читайте также:  Снятие автомобиля с учета для утилизации: тонкости процедуры

Особенности пользования имуществом

При хозяйственном ведении унитарные предприятия могут распоряжаться вверенными материальными ценностями, доходами, выпускаемой продукцией (предоставляемыми услугами) самостоятельно.

При этом должны учитываться ограничения, установленные законодательными и прочими нормативными актами.

Оперативное управление предполагает обязательное получение согласия собственника на любые действия с имуществом.

Права владельца

Собственник решает вопросы, касающиеся создания предприятия, определяет цели и предмет его деятельности. В полномочия владельца входит контроль использования имущества по назначению, обеспечения его сохранности. Учредитель решает также вопросы, связанные с ликвидацией или реорганизацией предприятия.

Ограничения

Унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества. В законодательстве установлен запрет для учреждений, имеющих имущество в хозяйственном ведении, выступать в качестве учредителей других аналогичных юрлиц посредством передачи им части материальных ценностей, вверенных им владельцем. Такой порядок обусловливается необходимостью предупредить выход имущества из-под контроля.

Источники образования имущества

В качестве них могут выступать:

  1. Прибыль, которая получена в процессе осуществления своей деятельности.
  2. Имущество, предоставленное по решению владельца в качестве вклада в уставной фонд, или иные материальные ценности, переданные собственником.
  3. Заемные средства. К ним в том числе относят кредиты в банковских и иных финансовых организациях.
  4. Амортизационные отчисления.
  5. Капвложения и бюджетные дотации.
  6. Доходы (дивиденды), которые поступают от хозяйственных товариществ и обществ, в чьих уставных капиталах участвует юрлицо.
  7. Пожертвования и добровольные взносы граждан, учреждений, организаций.
  8. Прочие источники, существование которых не противоречит законодательству. К ним в том числе относят прибыль от предоставления имущества в аренду другим субъектам.

Совершение сделок

Унитарные предприятия не могут распоряжаться недвижимостью. Реализация объектов осуществляется исключительно по разрешению учредителя.

При этом согласование сделок с недвижимостью, стоимость которых больше 150 млн руб.

, производится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства.

Программы деятельности

Взаимоотношения ГУПов с собственниками регламентируется правительственными постановлениями. Одним из таких актов утверждены правила по разработке программ деятельности рассматриваемых юрлиц и определению прибыли, подлежащей отчислению в бюджет. Часть доходов, как выше было указано, может направляться на развитие предприятия.

Специфика финансовых ресурсов

Одним из ключевых отличий унитарных предприятий от других, в первую очередь акционерных обществ, выступают способы формирования капитала, образования и использования дохода, привлечения заемных и бюджетных средств. Денежный фонд создается за счет оборотных и основных активов, закрепленных за юрлицом.

Величина капитала отражается в балансе на дату утверждения учредительного документа (устава). Его функции аналогичны тем, которые выполняет денежный фонд любой другой коммерческой структуры. Кроме того что капитал выступает в качестве материальной основы для осуществления юрлицом его деятельности, он является своеобразным индикатором эффективности его работы.

Обратите внимание

Если по завершении отчетного периода цена чистых активов станет меньше минимального размера, установленного законом на дату регистрации предприятия, и в трехмесячный срок не будет восстановлена, учредитель должен ликвидировать общество.

Если за указанный период соответствующего решения принято не было, кредиторы могут потребовать досрочного выполнения либо прекращения обязательств и компенсации причиненных убытков.

Прибыль

Она выступает в качестве одного из важнейших источников финансирования. Прибыль образуется так же, как и в иных коммерческих структурах. Вместе с тем БК расценивает доход унитарных предприятий как источник неналоговых поступлений в бюджет. Ежегодно рассматриваемые юрлица осуществляют обязательные отчисления с полученной прибыли.

Порядок, величину и сроки платежей утверждает правительство или региональные/территориальные структуры власти. Средства, оставшиеся после выплаты налогов и прочих отчислений, перераспределяются по фондам материального поощрения, социальных мероприятий и проч.

Часть чистого дохода по решению учредителя может направляться на увеличение уставного капитала предприятия.

Направления расходования средств

Чистая прибыль может использоваться:

  1. На внедрение, освоение новых технологий и оборудования, проведение природоохранных мероприятий.
  2. Расширение и развитие финансово-хозяйственной деятельности, увеличение оборотных активов.
  3. Реконструкцию, строительство или обновление ОС.
  4. Выполнение научно-исследовательских мероприятий, изучение рыночной конъюнктуры и спроса.

Унитарные предприятия могут использовать целевые источники финансирования. Такие ассигнования, как правило, направляются на реализацию определенных мероприятий и программ социальной направленности.

Источник: https://www.syl.ru/article/267744/new_gosudarstvennyie-i-munitsipalnyie-unitarnyie-predpriyatiya-munitsipalnyie-unitarnyie-predpriyatiya-rossii

В чем особенность унитарных предприятий

Предприятие, основанное на праве оперативного управления, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения (государственное или муниципальное), имеет большую самостоятельность в управлении (владеть, пользоваться и распоряжаться) имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми аспектами;

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности, достоинства, недостатки

Третья специфическая черта данной разновидности предприятий связана с Гражданским кодексом. Особое внимание уделяется терминологии. Применительно к подобным организациям определение «предприятие» выступает субъектом гражданских прав, в иных случаях – это только объект правоотношений.

Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? В российском законодательстве, в частности, в Гражданском кодексе, есть определение данного термина.

В соответствии с ним, государственные и муниципальные унитарные предприятия – это организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними.

Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, работах и услугах, производимых предприятием с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до предприятия обязательный для исполнения и согласованный с Минэкономики РФ и Минфином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия.

В соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

Особенность унитарных предприятий заключается в отсутствии права собственности на имущество

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия.

Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Интересное:  Тк рф отпуск с сохранением заработной платы

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

  • имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • амортизационные отчисления;
  • капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: плюсы и минусы

Зачастую такое государственное предприятие располагает уставным капиталом, который превышает 5000-кратный размер минимальной оплаты труда за месяц. Что касается муниципального предприятия, то в данном случае он должен быть более 1000-кратного размера. Уставной фонд формируют лишь в муниципальных субъектах.

Органы государства, либо органы местного самоуправления собственными решениями формируют государственные, а также муниципальные унитарные предприятия, которые ведут свою работу на праве осуществления хозяйственного ведения. Их формируют, подразумевая наличие определенной цели – выполнение некоторых работ, оказывать различные услуги, а также производство различной продукции.

Унитарное предприятие — характеристики формы собственности

  • передача собственником недвижимости, в качестве вклада в уставный фонд;
  • доход, полученный от производства товаров и оказания услуг;
  • различные займы, в том числе кредиты в банковских учреждениях;
  • отчисления, связанные с амортизацией оборудования;
  • бюджетные дотации;
  • всевозможные пожертвования от иных фирм и кооперативов;
  • прибыль от сдачи в аренду пустующих помещений;

Унитарное предприятие (УП) – это коммерческая структура, не имеющая право на владение собственного имущества, и закрепляется за собственником данного имущества. Которое не может распределятся по долям или паям, даже между работниками этой компании. Унитарность — своеобразная модель организации той или иной деятельности.

Государственное предприятие: определение, виды, примеры

К унитарным предприятиям относятся фирмы, за которыми не закреплено право собственности на какие-либо активы. То имущество, которое используется в коммерческих активностях соответствующего типа организации, может находиться в хозяйственном ведении. Оно полностью принадлежит собственнику предприятия, то есть государству.

Интересное:  Какие документы нужны для составления

В числе таковых — ФГУП «Космическая связь», которая находится в подчинении Федерального агентства связи. Данная организация является одним из ведущих поставщиков спутниковых технологий в РФ.

География его деятельности не ограничена территорией России — компания широко известна и за рубежом. Данное госпредприятие обладает современной инфраструктурой, задействует волоконно-оптические линии.

Важно

Ее сервисы представлены организацией телевизионного вещания, предоставления доступа в интернет, предоставления коммуникационных услуг для крупных бизнесов.

Решение об учреждении предприятия принимается уполномоченными органами государственного или муниципального управления, что предполагает государственную или муниципальную собственность на имущество унитарного предприятия.

Оно обязано отвечать по обязательствам, вытекающим из его производственно-коммерческой деятельности, всем принадлежащим ему имуществом, но в то же время не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

В свою очередь собственник имущества не отвечает по выше обозначенным обязательствам предприятия.

Оперативное управление унитарным предприятием осуществляет назначаемый собственником руководитель, либо специально созданная и наделенная соответствующими правами структура.

Законодательно определен размер уставного капитала унитарного предприятия, порядок его оплаты и государственной регистрации, а также комплекс мероприятий по приведению в соответствие с величиной чистых активов предприятия величины его уставного капитала, (он может быть уменьшен, если по результатам финансового года стоимость чистых активов предприятия станет меньше величины уставного фонда), а в отдельных случаях и ликвидации предприятия, по решению суда.

Вопрос 79

Собственник унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом об государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также истребовать

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие).

Совет

Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и

24 Июл 2018      yslygiur         317      

Читайте также:  Трудовой стаж: разновидности, особенности, входит ли учеба в трудовой стаж

Источник: http://urist-yslugi.ru/bez-rubriki/v-chem-osobennost-unitarnyh-predpriyatij

Особенности государственных и муниципальных предприятий

ID: 77418

Название работы: Особенности государственных и муниципальных предприятий

Категория: Доклад

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Об унитарных предприятиях унитарное предприятие может иметь гражданские права соответствующие предмету и целям его деятельности предусмотренные в уставе этого предприятия и нести обязанности.

Это говорит о том что унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью а не общей. Предприятия являются унитарными т.

Виды государственных и муниципальных предприятий В РФ создаются и действуют следующие виды: Унитарные предприятия основанные на праве хозяйственного ведения Федеральное государственное государственное и…

Язык: Русский

Дата добавления: 2015-02-02

Размер файла: 66 KB

Работу скачали: 24 чел.

Особенности государственных и муниципальных предприятий

  1.  Данные субъекты осуществляют хозяйственную деятельность не на базе своей собственности, а на базе государственной или муниципальной (на ограниченном вещном праве)
  2.  Они обладают правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления на свое имущество (не являются собственником имущества)
  3.  Наделяются специальной правоспособностью

Этот вопрос неоднозначный, так как некоторые считают, что это общая правоспособность, но ограничена законом

Согласно ст.3 ФЗ «Об унитарных предприятиях» унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренные в уставе этого предприятия, и нести обязанности. Это говорит о том, что унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью, а не общей.

  1.  Предприятия являются унитарными, т.е. их имущество не может быть распределено по вкладам.

Виды государственных и муниципальных предприятий

В РФ создаются и действуют следующие виды:

  1.  Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Федеральное государственное, государственное и муниципальное предприятия

  1.  Основанные на праве оперативного управления

Федеральная казенное, казенное (субъект) и муниципальное казенное

По действующему законодательству – создавать УП обоих видов, вправе как Федерация, так и субъект с муниципалитетом.

В зависимости от имущества, лежащего в основе деятельности этого предприятия: ***

Особенности

В отличие от государственных предприятий казенные предприятия не могут быть объявлены банкротами. Эти правила объясняются тем, что государства несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий, при недостаточности его имущества.

Наделены имуществом на праве оперативного управления.

Данный вид права предоставляет правообладателю гораздо более узкий перечень правомочий.

Не вправе самостоятельно распоряжаться как движимым, так и недвижимым имуществом. Для такого распоряжение необходимо получения согласия собственника.

Отличия по уставному фонду: казенные предприятия не нуждаются в нем по сути, так как государство отвечает + дополнительная ответственность собственника, а унитарные – нужно конечно.

Учреждение предприятий

Унитарное предприятия – РФ, субъект РФ  и муниципальное образование

Казенные предприятия – Правительство РФ

Решение об учреждении унитарного предприятия должны определяться цели и предметы (так как правоспособность специальная, т.е. есть ограничения по занятию деятельностью, прямо закрепленной в уставе).

Ст.

8 ФЗ «о государственных (унитарных) предприятиях» устанавливает цели создания унитарных предприятий. Обобщает эти цели то, что целями являются те виды деятельности, которыми не могут заниматься другие предприятия (обработка наркотических средств, оружие).

Перечень ограниченный, однако судебная практика является противоречивой.

Для УП

  •  Необходимость использование имущества, приватизация которого запрещена
  •  Необходимость осуществления деятельности для решения социальных задач (оказание услуг, выполнения работ и т.д)
  •  Осуществление определенных видов деятельности, которые по закону могут осуществлять только УП.

Казенные предприятия могут быть созданы в случае:

  1.  Если преобладающая часть производимой продукции предназначена для нужд муниципального образования
  2.  Необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач
  3.  Отдельных видов продукции, изъятые из оборота
  4.  Ведение убыточного производства
  5.  Осуществление отдельных дотированных видов деятельности

Унитарные и казенные предприятия занимаются теми объектами, которые изъяты или ограничены в обороте.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского Округа №А69-98/09

«ст. 8 определяет случаи создания унитарного предприятия и не ограничивает перечень видов деятельности».

Учредительные документы

Ими являются устав. В его содержание входит: полное наименование, сокращенное, нахождение, цели осуществление деятельности, порядок назначения на должность руководителя, должностные лица, перечень фондов, создаваемых унитарным предприятиям, сведения об органа, осуществляющих правомочия собственника. (Закон «О государственных (унитарных) предприятиях»).

Если мы говорим об уставе государственного унитарного предприятия – также включаются сведения об уставном фонде, порядке его формирования, порядке использования прибыли. Неказенные предприятия – сведения о порядке распределения прибыли, использовании + сведения о размере уставного фонда.

Обратите внимание

В устав Казенного предприятия – сведения о порядке распределения и использовании доходов.

УП на праве хозяйственного ведения обязаны отдавать учредителю определенную, заранее установленную, долю от своих доходов.

Видом коммерческой организации является гос и муницип унитарные предприятия. Правовое положение определяется нормами ГК и специальными положениями закона о гос и муницип предприятия.

Унитарным предприятием признаётся – коммерческая организация не наделённая правом собственности на имущество которое закреплено за предприятием собственником.

Слово «унитарное» происходит от лат. Унитаз – единство, составляющее одно целое.

Создание унитарных предприятий возможно на основе имущества государственного (на основе федерального имущества). Имущества субъекта, или муниципалитета. Создание предприятие путём объединение имущества нескольких субъектов запрещено законом.

Унитарное предприятие имеет одного учредителя. Его имущество является неделимым. Его имущества не может быть разделено по вкладам, долям или паям.

Права собственника в унитарных предприятиях осуществляет уполномоченные гос и муницип органы. Отличие предприятий от иных коммерческих организаций:

  1.  Не является собственником имущества. Ведут хоз деятельность на ограниченном вещном праве хоз введенье или оперативное управления. Обладает специальной правоспособностью.
  2.  Унитарные предприятие может иметь права и обязанности  соответствующие  предмету и цели деятельности данного предприятии (обязательно они указываются в уставе.)

Виды ГУПЫ иМ УПЫ

В РФ создаются и действуют следующие виды УП:

По виду ограниченного вещного права, на котором принадлежит имущество:

1. основанные на праве хозяйственного ведения – не казенные предприятия.

2. основанные на праве оперативного предприятия – казенные предприятия.

По принадлежности имущества, составляющего основу хоз деятельности:

1. федеральные

2. субъекта

3. муниципальные

Первоначально принятый закон «об УП» предусматривал возможность создания казенных предприятий только на основании федеральной собственности. В последствие в 2002 г. были внесены изменения, перечь субъектов, имеющих право создавать казенные предприятия был расширен.

Сейчас и Субъекты РФ и МО. Был разработан проект ФЗ, который вновь предусматривал отказ от создания УП на основе оперативного управления, но он не получил силу закона. По проекту ГК ст.

115 предусматривает, что казенные предприятия могут быть созданы на базе государственного имущества.

Особенности казенных предприятий в сравнении с иными УП:

Важно

1. наделены ограниченным вещным правом оперативного управления на имущество, данный вид права значительно уже, чем право хозяйственного ведения. Объем правомочий правообладателя права оперативного управления Уже.

2. Не вправе распоряжаться самостоятельным имуществом. Для распоряжения необходимо получить согласие собственника

3. Государственные казенные предприятия не могут быть объявлены банкротами.

4.Собственник имущества казенного предприятия несет дополнительную ответственность по обязательствам данного предприятия

5. Не формируется уставный фонд.

Учреждение унитарного предприятия

Процесс регулируется ст. 8 З об «УП», создается на основе административного акта, т.е. решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Если федеральные – Правительство РФ.

В решении об учреждении должны определяться цели и предмет унитарного предприятия. Для унип на праве хоз ведения цели:

  1.  Необходимость использования имущества приватизация которого запрещена
  2.  Необходимость осуществления деятельности для решения социальных задач.
  3.  Осуществление деятельности которая законом дозволяется только унип.

Цели и предмет деятельности казённых предприятий:

  1.  Значительная часть продукции. Работ, услуг предназначена для гос или муницип нужд.
  2.  Для производства отдельных видов продукции изъятых или ограниченных в обороте
  3.  Необходимость ведения убыточных производств

В законе отсутствует указание на открытый характер перечня. Поэтому перечень видов деятельности ограничен.

Учредительным документ унитарного предприятие является устав. Цели и предмет виды деятельности. Порядок назначения руководителя. перечень фондов создаваемых предприятиям.

Порядок и устойчивость формирование направление, источники, прибыль.

Казённые предприятия сами не могут тратить свои деньги.

Управление унип.

Особую роль в управлении унип имеет собственник имущества, а точнее органы осуществляющие полномочия собственника. В ст. 20 закона закреплены права собственника:

  1.  Воля собственника является решающей при учреждении унип.
  2.  Собственник имеет специальные полномочия по осуществления управления:
    1.  Утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности
    2.  Утверждает бухгалтерскую отчётность, назначает на должность руководителя, заключает с ним трудовой договор.
    3.  Собственник даёт согласие на приёму на работу главного бухгалтера.
  3.  Полномочия собственника по распоряжению имуществом:
  4.  даёт согласие на распоряжение недвижимым имуществом.
  5.  Даёт согласие на свершение определённых вдов сделок.
  6.  Дёт согласие на распоряжение как движимым так и не движимого имущества.
  7.  Ведёт контроль за сохранностью имущества предприятия.
  8.  Перечень прав собственника может быть расширен.

Дополнительные полномочия собственника казённого предприятия:

  1.  Изымать не используемое или давно не используемое имущество.
  2.  Утверждать смету доходов и расходов.
  3.  Доводить до казённого предприятия заказы.

Руководитель вправе представлять интересы предприятия действовать без доверенности.

Правоспособность унитарного предприятия

В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Цели деятельности юридического лица (в отличие от правоспособности граждан) по общему правилу очерчивают пределы его правоспособности.

Изъятие из этого общего правила ГК допускает только в отношении коммерческих организаций, правоспособность которых не зависит от целей создания: коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Совет

Таким образом, объем правоспособности унитарного предприятия, как и любого иного юридического лица, может определяться только одним критерием — целями деятельности, установленными уставом.

Согласно   ст. 113 ГК РФ (абз. 2 п. 1)  унитарного предприятия должен содержать сведения не только о целях, но и о предмете деятельности.

Кроме  того, п. 3 ст. 9  Закона предписывает уставу унитарного предприятия в обязательном порядке содержать сведения не только о целях, предмете, но и о видах деятельности.

 Цели деятельности в отдельных случаях могут совпадать с целями создания унитарных предприятий (п. 4 ст. 8 ). Четко определенные цель и предмет деятельности конкретного унитарного предприятия должны быть указаны в решении собственника об учреждении унитарного предприятия (п. 5 ст. 8) и его уставе (п. 3 ст. 9).

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Учредительным документом казенного предприятия также является  его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

 Устав унитарного предприятия должен содержать:

полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

указание на место нахождения унитарного предприятия;

цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

Обратите внимание

порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

Устав государственного или муниципального предприятия, кроме того, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.

Устав казенного предприятия  должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».

 Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является МНС и его территориальные подразделения в соответствии с Постановлением  Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц»1.

Руководитель не в праве быть учредителем участником ЮЛ. Заниматься иной оплачиваемой деятельностью в гос органах и органах МСУ в коммерческих и не коммерческих организаций.

Руководитель не вправе заниматься предпринимательской деятельности.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=77418

Ссылка на основную публикацию