Социальная работа с инвалидами 2020: формы, методы и виды

Одной из приоритетных задач в политике государства остается поддержка нетрудоспособных граждан. Общество пришло к пониманию использования определенных технологий социальной работы с инвалидами.

Социальная работа с инвалидами 2020: формы, методы и виды

Проблемы и особенности социальной работы

У гражданина с ограниченными способностями существует свой «малый мир». Однако, для всестороннего взаимодействия с внешней средой необходима консультация специалиста. Особенности работы с инвалидами и их семьями предполагает анализ условий проживания: состав семьи, характер, привычки, материальный достаток.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» выделяет основу, при которой дееспособный гражданин вправе рассчитывать на все привилегии наравне со здоровыми членами общества:

  • защищенность;
  • равноправие;
  • социальные льготы (ст. 3 Закона).

Важно. Правом на социальные услуги пользуются люди старшего поколения и инвалиды вне зависимости от пола, расы, национальности, языка (ст. 4 Закона).

Наиболее сложным препятствием остается бытовая несостоятельность: нет возможности сходить за лекарствами, убраться в доме, купить продукты. Дефицит моральной и психологической поддержки со стороны общества вызывает тревогу и дисбаланс. Избавиться от необоснованных страхов помогает научный подход.

Методы социальной работы

  • В основе всего отмечается кадровая подготовка и индивидуальные мероприятия ради возвращения человека в бытовую и общественную среду, в профессиональное сообщество.
  • Социальная работа с инвалидами 2020: формы, методы и виды
  • Главное значение имеет выбор способов восстановления:
  • медицинское;
  • психологическое;
  • педагогическое.

Наравне с реабилитацией применяется технология социальной адаптации. Она помогает приспособиться к новому состоянию через технические средства реабилитации.

Существуют программы, интегрирующие инвалида в общество и восстанавливающие самостоятельные навыки.

Кратко говоря, любая форма общественной инициативы строится на восстановительных программах, которые опираются на функциональную диагностику.

С детьми инвалидами

Особенности взаимодействия с детьми-инвалидами заключаются в обязательном участии родителей. Существуют специальные технологии:

  • диагностика;
  • реабилитация;
  • адаптация.

Они учитывают интересы ребенка-инвалида, формируют нестандартный подход, создают условия для преодоления беспомощности. С «особыми» детьми следует вести себя естественно, давая понять, что они имеют полноценные права в окружающем пространстве.

Интеграционные способы

Большим скачком в создании комфортной жизни инвалидов становится применение интеграции. Этот процесс втягивает человека в информационный мир, помогает восстановить круг общения в социуме. Существуют разнообразные подходы, помогающие обучаться и получать знания на расстоянии.

  1. Социальная работа с инвалидами 2020: формы, методы и виды
  2. Такое решение проблемы подходит людям , которым трудно передвигаться или выезжать из дома.
  3. Дистанционные инновации также предполагают реабилитацию через состязательные процессы, спорт, творчество.

Медико-социальная работа

Важную роль в медико-социальной работе с инвалидами играет личный интерес и участие пациента. Специалист создает принципы для комфортной среды нетрудоспособных граждан. Включаются медицинские услуги, помогающие заранее обнаружить необратимую патологию.

Другие услуги направлены на обеспечение дополнительными средствами реабилитации, оборудованием.

Важно. Реабилитационные мероприятия помогают расширить границы замкнутого образа жизни, сформировать полезные привычки, обучить общественной свободе. Они дают информацию о нормативно-правовой базе.

Технологии реабилитации

Структурная система по восстановлению способностей к независимой жизнедеятельности в общественном, семейном и бытовом плане – сфера социальной реабилитации. Она выделяет две области: бытовую и средовую.

Специфика социально-бытовой реабилитации заключается в сборе информации о пациенте, с выявлением дефекта, который ограничивает существование. Специалист помогает и обучает подопечного бытовым навыкам для независимого самообслуживания.

Социально-средовая адаптация – это процесс «вживления» человека с неполными возможностями в обычную жизнь с помощью специальных механизмов. Данный момент очень важен для граждан с нарушением двигательной функции, слуха и зрения.

Социальное консультирование инвалидов

Задача консультирования сводится к полезным советам, обсуждению жизненных тем. Необходимо получить исчерпывающую информацию ради выявления скрытых резервов инвалида, помощи в интеллектуальном развитии.

Процесс распределяется на два уровня. Первый из них – содержательный. Клиент просит помочь в тяжелом жизненном вопросе. Работник изучает, помогает понять ситуацию и находит различные способы решения проблемы.

Социальная работа с инвалидами 2020: формы, методы и виды

Второй уровень — психологический. На данном этапе между специалистом и инвалидом образуется доверительная связь, которая настраивает на выход из жизненных перипетий.

Сфера специализированного консультирования выделяет два вида:

  • Контактное консультирование. Процесс проходит непосредственно в учреждениях, иногда в форме консультаций на дому или выездной приемной. Между консультантом и пациентом возникают доверительные отношения, которые способствуют решению возникших задач. Контактный вид помогает инвалиду оптимизировать результат.
  • Дистанционное консультирование проявляется в общении посредством телефонной связи либо интернета. Положительный момент кратко заключается в доступности, независимо от расстояния и времени, неограниченном количестве консультаций в день. Для многих «телефон доверия» остается главным советчиком.

Консультирование является одним из главных принципов в реабилитации инвалидов, так как сопровождается индивидуальным подходом и созданием уникальной лечебной платформы.

Социальная работа с инвалидами 2020: формы, методы и виды

Заключение

Уровень развития государства непосредственно связан с местом и ролью инвалидов в социуме и отношением к ним других членов общества. Исходя из этого, основным принципом социальной работы становится разрушение границ инвалидности и формирование комфортной жизнедеятельности.

Формы социальной работы с инвалидами

Замечание 1

По закону РФ инвалидами признаются лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, причинами которого являются заболевания, последствия травм или дефектов, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты.

  • Закон также поясняет, что ограничение жизнедеятельности – это есть полная или частичная утрата способности и возможности осуществлять самообслуживание.
  • Ограничение жизнедеятельности не дает индивиду самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение, а также обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
  • Люди, имеющие очевидные отклонения от нормального физического состояния – слепые, глухие, немые – признаются инвалидами.

Замечание 2

Человек, внешне не имеющий никаких отклонений от физически нормальных людей, может быть инвалидом по заболеванию, которое не позволяет ему заниматься трудовой деятельностью наравне со здоровыми людьми. Например, ишемическая болезнь сердца не позволяет заниматься тяжелым физическим трудом.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Основание инвалидности может быть разное, поэтому все инвалиды делятся на несколько групп:

  • инвалиды по возрасту – дети, взрослые;
  • инвалиды по происхождению инвалидности – с детства, инвалиды войны и труда, инвалиды общего заболевания;
  • инвалиды по степени трудоспособности – нетрудоспособные – инвалиды I группы и трудоспособные – инвалиды II группы и инвалиды трудоспособные в щадящих условиях – III группы.

Исходя из характера заболевания выделяются мобильныые группы, маломобильные, неподвижные группы инвалидности.

Инвалиды, относящиеся к маломобильной группе могут передвигаться только при помощи колясок или костылей. Они в принципе могут заниматься трудовой деятельностью при доставке их к месту работы или выполнять надомную работу.

Но, в решении вопроса их трудоустройства, есть свои проблемы, среди них оборудование рабочего места, как на дому, так и на предприятии, доставка необходимого материала для работы и транспортировка готовых изделий, доставка инвалида на работу и с работы.

https://www.youtube.com/watch?v=XHJSFwAOK9k

Мужчины в общем контингенте инвалидов составляют более 50%, женщины – 44%. Причем, от 65 до 80% составляют люди пожилого возраста.

Растет число детей-инвалидов, что вызывает большую тревогу. По данным Министерства здравоохранения РФ в России ежегодно рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства.

Рост детской инвалидности в развитых странах мира ставит эту проблему в число национальных приоритетов по её предупреждению и профилактике.

Форомы работы с инвалидами

  1. Главная задача в работе с инвалидами заключается в их социальной адаптации.
  2. Инвалид должен почувствовать себя наравне с физически здоровыми людьми, поверить в свои возможности и силы.
  3. Работа с инвалидами должна опираться на принципы гуманизма, реалистичности, системности, вариативности.

  4. Технологии, которые используют в работе с инвалидами, различны, но чаще всего применяются такие, как:
  • технология социальной реабилитации;
  • технология социальной адаптации;
  • технология социальной терапии;
  • социальная диагностика и др.

Технология социальной реабилитации включает в себя такие меры, которые позволяют восстановить способность к жизнедеятельности в социальной среде.

Для того чтобы индивидуальное поведение инвалида или поведение группы привести в соответствие с существующими нормами и ценностями, используют технологию социальной адаптации.

Особое значение в работе с инвалидами имеет технология социальной терапии, представленная приемами и техниками социального, изобразительного, музыкального творчества. Они дают возможность людям включиться в социальную среду, выровнять или повысить свой социальный статус.

Большую роль играет социальная диагностика. Она выступает в роли методического инструмента и дает специалисту по социальной работе важные знания. Опираясь на результаты диагностики можно выбрать технологии социальной работы и разрешить те трудности, которые возникли в жизнедеятельности инвалида.

С помощью духовных ценностей осуществляется социокультурная реабилитация, передаваемая в творческой форме. К формам социокультурной реабилитации относятся концерты художественной самодеятельности, выставки изобразительного творчества, музыкально-драматические занятия, вокальные студии, разнообразные кружки и студии.

Представление о мире людей и их жизни происходит при посещении инвалидами театров, музеев, концертов и др.

Замечание 3

Важной частью социокультурной реабилитации является такая её форма, как международный кинофестиваль «Кино без барьеров». Он посвящается жизни людей с инвалидностью и проводится с 2002 г. общественной организацией инвалидов «Перспектива».

  • Кинофестиваль дает возможность увидеть жизнь людей с ограниченными возможностями, но с активной жизненной позицией, людей, уверенных в себе и успешных в жизни.
  • Конкурсы – это ещё одна форма социокульруной реабилитации инвалидов.
  • Особое место занимают клубные, кружковые, секционные объединения, помогающие включать внутренний мотив, развивать самостоятельность в выражении мыслей, взглядов и достигать, таким образом, самореализации в совместной деятельности.
  • В список социальной реабилитации включаются и физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
  • Социальная адаптация инвалидов дает положительные результаты, такие, как чувство удовлетворенности жизнью, рост творческой активности, успехи в общении, желание заниматься любимым делом.
Читайте также:  Налоговые льготы благотворительность в 2020 году: кто учавствует и как получить

Ещё одна технология – социальная терапия и её методы — арт-терапия, трудовая терапия, сказкотерапия и др. Результатом применения этой технологии становится восстановление способностей в значимой для них деятельности, преодоление негативных последствий во взаимоотношениях с близкими людьми.

В общем целом можно сказать, что применение технологий социальной работы дает возможность этим людям самоутвердиться и самовыразиться, освоить социальные умения и навыки, повысить собственную самооценку.

Социальные технологии помощи детям-инвалидам

К сожалению, число детей инвалидов значительно увеличивается. Причинами детской инвалидности являются психоневрологические заболевания, на долю которых приходится более 60% , заболевания внутренних органов – 20%, заболевания опорно-двигательной системы – до 10%, зрение и слух, соответственно 13% и 4%.

Возникновение инвалидности у детей обуславливают следующие факторы:

  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • сложные условия женского труда;
  • рост травматизма;
  • низкая культура здорового образа жизни;
  • заболеваемость родителей, особенно матери и др.
  1. Проблема ребенка инвалида как личности состоит не столько в отсутствии зрения или слуха, возможности передвигаться, сколько в том, что он лишен мира детства, изолирован от общества, в котором ему жить и расти. Общество со своей стороны должно подходить к решению этой проблемы не с позиций жалости, а с позиций соучастия, содружества, сотворчества
  2. Задача социальных работников состоит в том, чтобы оказать помощь детям инвалидам и их семьям.
  3. При выборе технологии с такими детьми важно учитывать приоритетные направления социального развития на всех этапах формирования личности.
  4. Необходимый материал о ребенке собирается методом анкетирования, интервьюирования, наблюдения, контент-анализа, медицинских документов.
  5. Анализ материала даст общую характеристику инвалидности и выявит её специфику.

Специалисту важно знать, как дети сами относятся к своей инвалидности и насколько понимают свои возможности и права. С этой целью используется интервьюирование самих детей или родственников.

В функции социального работника входит оказание юридической, психологической, медицинской помощи, консультации, организация материальной поддержки.

Исходя из этого, они должны владеть знаниями о формах и методах обучения, воспитания, оздоровления детей инвалидов и руководствоваться в работе нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, которые касаются льгот, пособий, пенсий, направленных на поддержание жизнедеятельности инвалидов.

Важнейшей задачей является необходимость создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка и его социально-трудовой адаптации.

Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида.

Втакой ситуации ребенок — инвалид и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи социального работника, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.

Главная цель в работе социального работника с семьей ребенка-инвалида — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания, способствовать ее оптимальному функционированию, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального работника — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

Рождение больного ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находятся в состоянии эмоционального стресса.

И в таком состоянии многие родители хотят отказаться от ребенка-инвалида.

И чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, социальный работник должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития.

Задача социального работника — помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный работник оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Кроме того, социальный работник выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей, например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий.

Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального работника во взаимодействии с семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Таким образом, патронаж — одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает работу социального работника более эффективной.

Необходимость использования метода консультации связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением.

Также могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги. Они дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, развивает активность и уверенность родителей.

Посредническая помощь социального работника (звонки, письменные обращения в различные инстанции), позволяет в ряде случаев найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи. Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и поэтому семьи не всегда пользуются этим правом.

Таким образом, социальный работник в индивидуальных беседах, через образовательную и посредническую помощь, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

Социальный работник проводит специальные занятия, игры, отрабатывает разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т. д. Также используются такие традиционные и не традиционные приёмы, методы и формы работы как занятие-путешествие, занятие-игра.

Игры с песком — это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Немаловажное значение уделяется игротерапии. Используются различные виды игр: дидактические, хороводные, подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые и т. д.

Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов.

Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки.

Поскольку успех коррекции обеспечивается регулярностью занятий, важно, чтобы с ребенком занимался не только социальный работник, но и сами родители в домашних условиях изо дня в день.

В ходе индивидуального занятия социальный работник может подобрать эффективные методы и приемы коррекционно-педагогической работы. С целью получения родителями своевременной педагогической информации о методах воспитания и развития малыша все занятия проводятся в их присутствии.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы, педагогические практикумы.

Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.

Наблюдая, как меняется ребёнок от занятия к занятию, как растёт и совершенствуется его мастерство, родители начинают меньше его опекать, больше ему доверять, предоставлять больше самостоятельности. Таким образом, социальный работник играет очень важную роль в жизни ребёнка-инвалида и его семьи.

Социальное обеспечение инвалидов: понятие и виды

Инвалидам наравне с другими гражданами страны закон гарантирует социальную защиту. Препятствующие полноценному функционированию ограничения по здоровью, спровоцированные заболеваниями, травмами и другими аномалиями, прописаны в Постановлении «О порядке и условиях признания человека инвалидом». Далее о том, что гарантирует особый статус в социальном плане.

Определение инвалидности

В России принадлежность к рассматриваемой категории определяется в рамках специализированной медицинской экспертизы. Процедура одновременно носит медицинский и юридический характер.

  • Специалисты разделяют ограничения жизнедеятельности по группам с учётом нарушений в:
  • — сенсорике;
  • — психической сфере;
  • — двигательных функциях;
  • — деятельности важных систем организма;
  • — физиологическом строении позвоночника и конечностей.
  • Проблемы могут быть как врождёнными, так и полученными в течение жизни.
  • В целом установлено 3 группы инвалидности, которые определяются конкретными показателями:
  • I группа присваивается тем, кто не может самостоятельно передвигаться, ухаживать за собой, дезориентирован, не способен контролировать свои эмоции, поведение, нормально общаться (или плохо это делает).
Читайте также:  Продуктовые карточки для малоимущих в 2020 году: когда введут и как получить

II группа предполагает сохранность навыков самообслуживания с помощью людей или вспомогательных средств. Передвижение возможно за счёт приспособлений, а обучение и работа — только в спецусловиях. 

III группа даётся людям, которые в состоянии осуществлять уход за собой и тд, но делают это медленнее обычных людей и часто с техническими средствами.

Дети-инвалиды входят в отдельную категорию несовершеннолетних лиц с ограничениями.

Понятие социального обеспечения инвалидов

Под указанным понятием понимается оказание финансовой помощи нуждающимся гражданам. С точки зрения правовых норм речь идёт о соцзащите. В неё входит множество аспектов, включая социальное обеспечение, частью которого являются пособия.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста

Государство гарантирует инвалидам наряду с пособиями регламентируемую законом социальную пенсию и льготы. Пенсионная выплата начисляется ежемесячно.

Виды социального обеспечения

  1. Мер в отношении инвалидов здесь реализуется несколько:
  2. — защита — то есть меры, установленные законом и реализуемые в обязательном порядке с целью возмещения присутствующих у льготника ограничений и улучшения качества жизни (сюда, к примеру, входит адаптация в обществе);
  3. — соцподдержка – большая система социального плана, аспекты которой закреплены в законодательстве.
  4. Что касается пенсии. Для её получения должны иметь место следующие условия:
  5. — наличие трудового стажа независимо от срока и дальнейшее признание факта нетрудоспособности (можно рассчитывать на трудовую пенсию);
  6. — принадлежность к экс-жителям блокадного Ленинграда, участникам ВОВ, астронавтам, военнослужащим, жертвам радиационного излучения.

В соцобеспечение также входят преференции. В частности, льготник может получить жизненно необходимые лекарства, путёвку в санаторий, причём бесплатно. Плюс, с некоторыми условиями действует льгота на проезд.

  • В качестве социальных услуг одиноким инвалидам на безвозмездной основе предоставляются:
  • — юридическая поддержка;
  • — сопровождение до больницы;
  • — водоснабжение (при отсутствии общего водопровода);
  • — обеспечение топливом (для жителей частного сектора);
  • — помощь при покупке лекарств, продуктов и при похорогах.
  • Если льготник не одинок, указанные услуги оплачиваются (частично).

Право на социальное обеспечение

В Конституции РФ прописано, кому положено право на соцобеспечение. Речь идёт о гражданах, не способных трудиться и, соответственно, не имеющих стажа с предусмотренной трудовой пенсией.

В категорию можно включить инвалидов детства и любой группы. Здесь и те, кто трудился до достижения пенсионного возраста но не наработал положенный стаж по вышеперечисленным причинам. В список, кроме того, входят несовершеннолетние инвалиды и дети, потерявшие родителя (или двух).

Социальная помощь инвалидам в РФ

Темой, затронутой в рамках данного материала, занимаются на региональном и федеральном уровнях. При этом предоставляемые госльготы имеют свои отличия в зависимости от группы и обусловивших её получение условий.

Другими словами, инвалиды одной группы с разной степенью обеспечиваются не одинаковыми преференциями. Скажем, гражданам, ставшим нетрудоспособными в ходе боевых действий, положено больше гарантий и льгот в сравнении с инвалидами по общему заболеванию.

  1. В частности, обладателям 1 группы предоставляется социальная поддержка в виде:
  2. — повышенной стипендии;
  3. — сниженных тарифов на ЖКУ;
  4. — сокращения рабочих часов до 35 в неделю;
  5. — возможности взять в любое время двухмесячный отпуск;
  6. — поступления в гос. ВУЗ вне конкурса при успешной сдаче экзаменов;
  7. — бесплатного проезда в общественном транспорте и по региону (кроме такси);
  8. — освобождения от налога на наследство и имущество, если это собственность льготника.

При 2 группе действуют те же преимущества. Разница только в размерах пенсий (здесь она меньше, так как 2 категория позволяет работать).

Важно! Инвалидам по зрению, слуху предоставляется дополнительная помощь.

Наконец, 3 группа не даёт права на налоговые послабления, более высокую стипендию и внеконкурсное зачисление в ВУЗ. По остальным пунктам поддержка такая же, как при 2 и 1 степенях.

Важно! Государство помимо перечисленной помощи заботится о вынужденных не работать по уходу за инвалидом. Но в любом случае для реализации льгот особый статус их обладателя должен подтверждаться справками и иными документами.

Социальная работа с инвалидами

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Инвалидность – это проблема не одного человека и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше.

В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью.

Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности.

Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Реализация государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации осуществляется через целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. Создана также федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов». В рамках федеральной комплексной программы «Дети России» предусмотрена программа «Дети-инвалиды».

Реализация федеральных программ должна создавать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, общественной и хозяйственной инфраструктуры.

Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграции должно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентация, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустройстве.

К основополагающим документам мирового сообщества относятся: Всемирная декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация социального прогресса и развития (1969 г.), Декларация о правах инвалидов (1971 г.

), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.). Конвенция о правах ребенка (1989 г., особенно ст. 23–27), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.), Конвенция и Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.

) и др.

Общей основой и руководством для принятия мер в национальном и международном плане в области защиты прав инвалидов, предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971 г.

Согласно этой Декларации, инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей.

Инвалиды имеют также право жить в кругу своих семей или в условиях, их заменяющих, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга (Зита и Гита – сиамские близнецы).

С 1983 по 1992 год проводилось Международное десятилетие инвалидов Организацией Объединенных Наций. По решению ООН, 3 декабря считается Международным днем инвалидов.

  • В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как: Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации и др.
  • В зависимости от установленной группы, причины, а при необходимости и времени наступления инвалидности назначаются пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.
  • Первая группа инвалидности устанавливается для лиц с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающихся в постоянном уходе.
  • Вторая группа инвалидности дается при полной или длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи (например, при тяжелых хронических заболеваниях, комбинированных значительных дефектах верхних и нижних конечностей и других повреждениях, значительной потере зрения).
  • Третья группа инвалидности устанавливается при необходимости перевода лиц по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствие невозможности продолжать работу по своей прежней профессии.

Установлены сроки переосвидетельствования инвалидов: для инвалидов первой группы – один раз в два года, для инвалидов второй и третьей групп – один раз в год. Инвалидность, обусловленная анатомическими дефектами или необратимыми хроническими заболеваниями в любом возрасте, а также мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, устанавливается бессрочно.

  1. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах.
  2. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг: уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и других услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания.
  3. Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах:
  4. – соблюдение прав человека и гражданина;
  5. – предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
  6. – обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
  7. – преемственность всех видов социального обслуживания;
  8. – ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
  9. – приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
  10. – ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
  11. При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:
  12. – уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
  13. – выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
  14. – информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
  15. – согласие на социальное обслуживание;
  16. – отказ от социального обслуживания;
  17. – конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
  18. – защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.
  19. В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяются следующие формы социального обслуживания:
  20. 1) социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
  21. 2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  22. 3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  23. 4) срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остронуждающимся в социальной поддержке;
Читайте также:  Региональный капитал на третьего ребенка в 2020 году: сумма, как использовать

5) социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Данная форма ориентирована на психологическую поддержку, активизацию усилий пожилых людей и инвалидов в решении собственных проблем. В качестве одной из мер предусмотрена помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов.

К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания инвалидов относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Другое учреждение данного типа – психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

В психоневрологический интернат принимаются люди с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которых характеризуется отсутствием острой психической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта.

Центры социального обслуживания являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Структура центра предусматривает наличие различных подразделений социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.

Отделение социальной помощи на дому создается для осуществления постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию; отделение дневного пребывания предназначено для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни; служба срочной социальной помощи оказывает неотложную помощь разового характера, направленную на поддержание жизнедеятельности граждан, остронуждающихся в этом.

Особое внимание в законодательстве уделяется помощи детям-инвалидам.

Разработана система льгот и дотаций семьям, имеющим детей-инвалидов, созданы специальные учреждения для таких детей, в частности дом-интернат для детей с физическими недостатками, предназначение которого – предоставить постоянное проживание детям, нуждающимся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также осуществлять их социально-трудовую адаптацию с одновременным обучением по программе общеобразовательной школы. Эти же задачи выполняют дома-интернаты для умственно отсталых детей.

Под реабилитацией понимается система мероприятий, цель которых – быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Психологическая форма реабилитации – это воздействие на психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагогическая реабилитация – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию.

Социально-экономическая реабилитация – это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места работы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека.

Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором.

Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция неработающего человека.

Большую роль играет трудовая терапия при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов).

Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.

Бытовая реабилитация – это предоставление инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.). Это позволяет обрести навыки самостоятельного образа жизни, быть достаточно свободным и независимым.

  • Метод взаимодействия с клиентом предполагает:
  • – апелляцию к личности клиента;
  • – его партнерство с социальным работником в реализации целей реабилитации;
  • – разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;

– единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;

– определенную последовательность – переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую – проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы взаимно переплетаются на различных этапах адаптации больного к новым условиям жизнеобеспечения.

Таким образом, социальный работник обязан учитывать, что реабилитация – это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого клиента, но и на его окружение – в первую очередь на его семью.

В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо) терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.

Терапия как определенная форма вмешательства в интересах клиента может быть рассмотрена: как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-19; просмотров: 4369 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Ссылка на основную публикацию