Целевые субсидии бюджетным учреждениям — это материальная помощь от государства: виды

Субсидия – это выплата, которая предоставляется в рамках какой-либо программы от властей определенного субъекта Российской Федерации, местного муниципалитета, или какой-либо внебюджетной организации гражданам, имеющим права на ее получение. Некоторые слои населения используют государственные субсидии не первый раз, другие достаточно поздно узнают, что они им полагались или полагаются.

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Что же за выплата это такая, субсидия, и кому она полагается, читайте далее в представленном материале

В этом материале более подробно поговорим о том, что же это за выплата, в какой форме она может предоставляться, и какие субсидии сегодня действуют на территории нашей страны.

Что такое субсидия: важные подробности

Итак, под поднятием субсидия, как мы уже кратко обозначили выше, кроется обозначение помощи материального характера, поступающей нуждающимся слоям населения от:

  • учреждений государственного уровня;
  • местных муниципалитетов;
  • социальных фондов.

Получить субсидию может не только гражданин, но также и организация, действующая на территории России.

Субсидия характеризуется рядом важных свойств, которые нужно учитывать, чтобы более точно понять для чего она предоставляется.

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Характерным для субсидий является то, что предоставление их осуществляется всегда ради достижения определенной цели, и на полностью безвозмездных основаниях

  1. Так, в первую очередь следует сказать, что направленность каждой субсидии является целевой. Иными словами, выделение средств из бюджета структур производится ради достижения совершено конкретной цели. Так, например, если молодой семье дают субсидию на ипотечное кредитование с целью купить жилье, на продукты или обучение детей эти средства молодые родители потратить не могут.
  2. Второй принцип субсидий – их предоставление на безвозмездной основе. Кроме того, чтобы доказать свое право на обладание ими, лица, входящие в категорию потенциальных получателей, не должны ничего возвращать или предоставлять взамен.

Существующие разновидности субсидий

Как вы уже могли догадаться, существует множество видов субсидий. Они различаются по множеству критериев. Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Наиболее популярными в нашей стране субсидиями являются те, что выдаются на погашение части оплаты коммунальных услуг, и приобретение жилья с использованием ипотечного займа

Таблица 1. Классификация субсидий

По типу предоставления:
Предоставляемые в денежной форме. Выплата передается организациям или простым людям, поступая непосредственно из фондов бюджетного или не бюджетного характера. К данной категории относится, например, субсидия на оплату жилья. В качестве внебюджетного трансферта. С помощью данных субсидий производится оказание финансовой поддержки бюджету нижестоящего ранга. Так, например, производится финансирование бюджета местной категории за счет средств региональной казны.
По типу реализации:
Прямое субсидирование, выражающееся непосредственно в оказании помощи материального характера, распространяющейся на различные сферы человеческой жизни. Осуществление финансирования производится в открытой форме. Так, например, предоставляют средства на:·         покупку жилища военнослужащим;·         развитие научной лаборатории. Косвенное субсидирование, предоставляемое в форме льгот на:·         кредиты;·         налоги.Так, например, всем известная программа «Молодая семья», напрямую связанная с субсидированием ипотечных кредитом, входит в эту категорию. Перекрёстная субсидия подразумевает под собой нивелирование убытков одной экономической сферы за счет использования прибыли из иной, более успешной, с применением методик государственного регулирования.

Цели субсидирования

Цели предоставление субсидий также может преследовать разные. Так, в основном финансирование осуществляется ради:

  • оказания посильной материальной помощи нуждающимся гражданам страны (как, например, организация предоставления отдельного налогового вычета для лиц, имеющих инвалидность);
  • оказание поддержки компаниям различного толка (например, льготы по налогообложению для предприятий, входящих в категорию малого бизнеса);
  • финансирование ослабленных бюджетов нижестоящего уровня за счет материального поступления от казны вышестоящей (к примеру софинансирование проектов, открытых в определенной отрасли экономики, и т.д.).

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Цели субсидирования могут быть  разные, но в любом случае связанные с облегчением жизни нуждающихся категорий населения, организаций или бюджетов местного уровня

Обратите внимание: цели субсидирования могут быть разными, но всегда данное явление направлено на поддержание нуждающихся, будь то физическое лицо, компания, или обедневший бюджет.

Кому полагается выплата субсидии

Существует несколько категорий лиц, которые могут претендовать на получение данного материального содержания от государства. О ком речь, рассмотрим в далее представленном перечне.

В первую очередь получателями субсидий являются, конечно, граждане, которые входят в малоимущие слои населения нашей страны. При этом выделение средств на поддержание их жизни производится из бюджетов:

  • ФСС;
  • субъекта Российской Федерации, на территории которого живет нуждающееся лицо;
  • муниципального бюджета.

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Конечно, лучше иметь безбедную жизнь, и  не получать субсидий, однако, тем гражданам,  у которых все складывается не лучшим образом, приходится прибегать к их  получению

Так, например, нередко государство берет на себя оплату части расходов родителей, с которыми те вынуждены столкнуться при сборе ребенка в школу в первый класс.

В обязательном порядке производится предоставление субсидий гражданам, которые оказались в серьезной ситуации, с которой самостоятельно они справиться не могут. Так, например, если лицо стало инвалидом, и больше не может обслуживать свои элементарные потребности, государство предоставляет ему всяческую помощь, в том числе и субсидии.

  • Предлагается воспользоваться субсидированием также и гражданам, которые вышли на заслуженный пенсионный отдых.
  • Предоставление материальной поддержки данного типа также осуществляется для малого бизнеса.
  • Лица, которые не имеют работы, и приняли решение встать на учет на бирже труда, и одновременно желающие начать собственное дело, также могут получить на эту цель субсидию от государства.
  • Могут получить материальную поддержку в интересующей нас форме также и граждане, которые имеют особенные награды, или официально признанные заслуги перед Отечеством.
  • Актуально также материальное вспоможение от вышестоящих государственных структур нижестоящим, путем дофинансирования определенной сферы деятельности вторых.

Какова величина субсидии

Конечно, следует понимать, что субсидия является выплатой, способной покрыть лишь часть вашей нужды. Иными словами, получая ее, компания, человек или структура лишаются необходимости выплачивать на ту или иную цель полную стоимость, однако, частично они все же обязаны вносить соответствующие платежи.

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Субсидия не является суммой, способной покрыть ваши расходы полностью. Наоборот, она призвана лишь подтолкнуть вас к действию, частично облегчив финансовое бремя

К примеру, вам дали субсидию на оплату завышенной стоимости коммунальных услуг. Определив искомую излишнюю стоимость, с которой вы сами не в состоянии справится, государство ее покроет, однако, в то же время остаток вам придется внести за счет имеющихся у вас денежных средств.

Проще говоря, субсидия  может покрыть ваши расходы лишь частично, о чем бы ни шла речь, путем предоставления средств из бюджетов страны различного уровня.

Что нужно сделать, чтобы оформить получение субсидии

Как мы уже говорили, одной из характерных черт субсидии является ее полная безвозмездность.

Таким образом, все, что вам нужно сделать  — доказать право на обладание данной формой материальной поддержки от правительственных структур.

Доказательством же, как известно, в таких случаях могут выступать исключительно официальные документы, обозначенные в определенном перечне.

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Перечень  необходимых к сбору бумаг будет меняться согласно направленности субсидии, которую вы получаете

Разумеется, перечни будут отличаться согласно тому, какая именно разновидность предоставляемых субсидий вас интересует. К примеру:

  • если вы взялись за оформление выплаты на приобретение жилой недвижимости, то вам необходимо доказать, что вы нуждаетесь в помощи такого рода (то есть взять выписку из ЕГРН, где будет указано, что у вас во владении недвижимость отсутствует) или же предоставить свидетельство о том, что вы относитесь к категории граждан, имеющих особый статус (например, вы служите в том или ином военном учреждении, предоставьте удостоверение);
  • если вы открываете свой бизнес, и хотели бы заручиться материальной поддержкой от государства, вам понадобится представить на рассмотрение индивидуальный номер налогоплательщика, свидетельство об обязательном пенсионном страховании, и диплом из учреждения, где вы получали высшее или средне-специальное образование;
  • если вы переплачиваете за коммунальные услуги, а точнее не можете себе позволить платить полную сумму, которую требует управляющая компания, передайте на рассмотрение справку о доходах, в которой черным по белому будут обозначены те небольшие деньги, которые вы получаете.

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Единственным документом, который обязателен к предоставлению во всех случаях, является паспорт Российского гражданина

Обратите внимание: для каждого случая в обязательном порядке необходимо предоставлять на рассмотрение паспорт гражданина Российской Федерации, который на глобальном уровне докажет, что вы имеете право получить государственную материальную помощь.

Читайте также:  Как оформить опекунство над инвалидом 1 группы в россии: документы, порядок оформления, обязанности опекуна и прочее

Порядок осуществления субсидирования

Общий порядок, согласно которому осуществляется предоставление субсидий, будет состоять из следующих нескольких этапов.

  1. Гражданин (или компания и т.д.) предоставляет заявление о выдаче материального содержания в контролирующий орган, и оно принимается на рассмотрение, в ходе которого будет определено, можно ли отнести данное лицо к категории нуждающихся.
  2. При условии, что делу будет дан ход, далее лицу выдают перечень документов, который должен быть собран. Впоследствии гражданин приносит все документы.
  3. Принесенные бумаги рассматриваются, оцениваются, изучаются данные, содержащиеся в них.
  4. Далее принимается какое-либо решение относительно судьбы заявителя и получения или неполучения им денежных средств. Впоследствии о данном решение лицо, обратившееся за помощью, уведомляется посредством получения письма или звонка из ведомства.

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Порядок выплаты средств

Как узнать, была ли вам оформлена субсидия

Если вдруг вам никто не позвонил и не прислал письмо, но и отказа о предоставлении средств вы не получили, необходимо самостоятельно осведомиться о том, что же будет дальше. Сделать это можно следующими путями:

  • лично явившись в орган, представители которого должны предоставить вам выплату;
  • обратиться в организацию, через которую вы подавали документы на предоставление субсидии; 
  • послать письмо в электронном или традиционном виде в адрес того учреждения, которое должно выплатить вам денежные средства;
  • набрать номер ведомства, и уточнить всю интересующую вас информацию.

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Если ведомство не уведомляет вас о принятом решении, постарайтесь поинтересоваться о нем самостоятельно

Подведем итоги

Осуществление субсидирования производится по множеству различных направлений. Список бумаг, которые нужны для того, чтобы получить выплату от государства, будет в каждом случае разным, потому не спешите его собирать, лучше посетите сперва ведомство, его устанавливающее, и уточните интересующие вас вопросы.

Субсидирование — своего рода помощь государственного характера, полагающаяся лицам, нуждающимся в ней острее всего

Также, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей на тему — Налог на недвижимость пенсионерам: виды, условия, получение льготы.

Оказание материальной помощи будет осуществлено, если гражданин и его жизненная ситуация будут соответствовать всем условиям, предъявляемым государственными структурами к претендентам на поддержку данного вида.

Видео – Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

Субсидия на выполнение государственного задания: порядок и условия предоставления, расчет — ГКУ ТО "ЦСПН" города Твери

Государство не только распределяет финансы, но и предоставляет гражданам различные услуги. Они закрепляются в государственных заданиях (ГЗ или госзадание) бюджетных, автономных организаций. Однако, как и любой товар, подобные услуги тоже имеют стоимость.

Государственное субсидирование — это средства, которые выделяются на исполнение госуслуг. Ряд организаций полностью покрывают затраты за счет госсубсидирования. Некоторые учреждения получают субсидию в качестве одного из источников дохода. Порядок субсидирования осуществляется через денежное обеспечение государственного задания (ст. 69.

2, ст. 78.1 БК РФ) и устанавливается учредителем. Алгоритм действий таков:

  1. Исполнительная ветвь власти в лице каждого субъекта, министерства и ведомства устанавливает перечень услуг, которые будут предоставляться, на основании общероссийского базового (отраслевого) перечня.
  2. Определяет нормативную стоимость каждой госуслуги.
  3. Утверждает, как учредитель ГЗ, виды и стоимость услуг.
  4. Закрепляет наименование и код субсидии на выполнение государственного задания по каждой услуге.
  5. Утверждает (согласовывает) план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), в котором определяется порядок финансового обеспечения организации как за счет субсидии на ГЗ, так и за счет иных источников дохода.
  6. Разрабатывает форму соглашения о порядке предоставления финансирования, где определяет график перечисления средств и т.д.

Наиболее широкое распространение субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания получили в бюджетных и автономных учреждениях.

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Расчет

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитываются как произведение цены услуги и количества пользователей.

В некоторых случаях выделенная субсидия на выполнение государственного задания бюджетным учреждением — это единственный источник финансирования.

Но для организаций не исключена и возможность частичного распределения ассигнований от государства, местного бюджета и приносящей доход деятельности. Например, перечисление родительской платы за детский сад является частью оплаты госуслуги.

Достаточно часто организация предоставляет несколько госуслуг. Расчет каждой из них определяет выделяемый объем денег, а сумма по всем госуслугам составит совокупное финансирование ГЗ.

Сам расчет особых трудностей не вызывает. Затруднения возникают при учете расходов по каждому отдельному источнику поступления средств. Учет затрат на исполнение ГЗ — достаточно трудоемкий процесс, если предоставляется несколько услуг. Раздельный учет расходов по каждому направлению существенно упростит составление отчетов о выполнении ГЗ и ПФХД.

Получение

Порядок получения денег закрепляется учредителем отдельным документом — соглашением о порядке получения субсидии.

Как правило, в этот документ включается вся сумма, которая полагается организации, указываются объемы и сроки перечисления денег. Соглашение включает в себя не только финансовое обеспечение ГЗ, но и финансирование иных целей, если такие обоснованы и утверждены.

Возврат

Случается, что организация не выполняет ГЗ. В таких случаях оставшиеся деньги необходимо вернуть учредителю. Возврат осуществляется при невыполнении показателей, установленных ГЗ, с учетом допустимого отклонения.

Расчет возвращаемой суммы аналогичен исчислению поступления финансового обеспечения ГЗ. Обратите внимание, что возврат субсидии на выполнение госзадания носит документально обоснованный характер (абз. 3 пп. 2 п. 5 ст. 69.2 БК РФ).

Чтобы избежать вопросов от проверяющих, оформите соответствующие уточнения к госзаданию и всем связанным документам.

Связь с госзакупками

Субсидирование ГЗ идет не только на оказание госуслуг. Бюджетные учреждения вправе осуществлять государственные закупки за счет выделенных государством средств.

Все заказы из субсидиарных денег проводятся только в рамках Федеральной контрактной системы — по нормам 44-ФЗ. Разрешается приобретать только те товары, работы и услуги, которые необходимы для реализации проектов и целей, закрепленных в ГЗ.

Нецелевая закупочная деятельность приведет государственного заказчика к штрафам.

Правила предоставления субсидии на выполнение государственного задания

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

У любого автономного учреждения в РФ есть перечень обязанностей, которые оно должно выполнять. Из-за экономического кризиса, собственных средств, полученных в рамках финансирования, госучреждению может быть недостаточно.

Чтобы выделить учреждению дополнительные денежные средства для выполнения государственного задания, была создана специальная субсидия.

Основные аспекты субсидирования

Государство активно занимается поддержкой муниципальных образований.

Однако законодатель вправе выделять таким учреждениям не только дополнительные денежные средства, но и требовать с них выполнения определенных задач, обусловленных обязанностями.

В некоторых случаях учреждению может просто не хватить выделяемых в рамках финансирования денежных средств для выполнения поставленной задачи. Чтобы решить этот вопрос, из государственной казны выделяются дополнительные деньги.

Что такое субсидия на государственное задание

  • Под предоставлением государственной субсидии подразумевается перечисление на расчетный счет учреждения материальной помощи, которая необходима для выполнения определенной задачи в установленные сроки.
  • После достижения цели, учреждение должно обязательно отчитаться о целевом использовании полученных денежных средств.
  • Нецелевое использование перечисленных средств допускается только в исключительных ситуациях, к примеру, если учреждению удалось достигнуть поставленной перед ним государственной задачи с минимальными потерями в финансах.

Внимание! При отсутствии такого обстоятельства, по факту нецелевого использования инициируется проверка, после которой виновное в нарушении закона лица может быть привлечено к ответственности.

Законодательство

Порядок предоставления денежных средств в качестве государственной субсидии регламентирован несколькими нормативными актами:

  1. ФЗ № 174;
  2. ФЗ № 40;
  3. Постановление Правительства № 761;
  4. Постановление Правительства № 999.

Скачать для просмотра и печати:

Порядок расходования денежных средств

Условия оформления

Для получения государственной субсидии, автономное учреждение должно соблюсти целый ряд условий:

  1. В первую очередь оценивается период постановки задачи.

    Если цель была поставлена в начале года, то о выплате дополнительных денежных средств не может быть речи, так как для выполнения своих задач, учреждение должно расходовать деньги из своего бюджета;

  2. Следующий шаг — оценка бюджета учреждения.

    Если для выполнения задания денежных средств организации хватает, она выполняет цель за их счет, а после сдачи получает субсидию;

  3. Если для выполнения государственного задания требуются большие финансовые затраты, руководство учреждения должно своевременно поставить об этом в известность вышестоящие органы государственной власти;
  4. Если учреждение не может выполнить поставленную задачу, предварительно для нее должны быть созданы все необходимые условия для реализации цели. Материальная поддержка перечисляется только после выполнения предыдущего шага.
Читайте также:  Компенсация при ликвидации организации в 2020 году: порядок и сроки выплаты, расчет

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Нюансы составления соглашения

Практически всегда между участниками соглашения составляется договор, который регулирует порядок предоставления денежных средств и последующую работу над проектом.

При составлении соглашения стороны могут столкнуться с несколькими трудностями:

  1. Если у муниципалитета есть задолженности, их погашением должно заниматься государство;
  2. В соглашении муниципальное образование гарантирует выполнение поставленной государственной задачи в определенные сроки;
  3. Государство гарантирует возможность предоставления денежных средств при первой необходимости;
  4. Соглашением регулируется порядок использования остатка денежных средств;
  5. В соглашении должны быть прописаны все нюансы по продлению сроков сдачи проекта и возможности досрочного выполнения задачи.

Возврат средств

В отдельных случаях государственные органы предоставляют автономным учреждениям материальную поддержку со значительным запасом. В такой ситуации учреждение должно будет провести возврат излишне полученных денежных средств.

Сделать это нужно в нескольких случаях:

  1. После окончания всех работ по выполнению поставленной государственной задачи, руководством составляет акт использования средств;
  2. В акте должна быть отражена информация об остатке материальной помощи;
  3. Если государственные органы считают, что их оставление в организации нецелесообразно, средства должны быть возвращены в государственный бюджет.
  4. При получении такого распоряжения, бухгалтерия предприятия возвращает денежные средства на счет;
  5. Заключительный этап возврата субсидии — обращение руководителя учреждения в уполномоченный госорган со всеми документами, подтверждающими факт перечисления денежных средств обратно в бюджет.

Использование остатка компенсации

В отдельных случаях государственные органы соглашаются оставить остатки материальной поддержки в учреждении в качестве поощрения сотрудников, выполнивших задачу досрочно или в оговоренные сроки.

Как правило, такие средства используются в качестве поощрительной премии для работников.

Причины для возврата

В законодательстве РФ оговорен конкретный перечень оснований, по которым учреждение должно провести возврат остатка материальной помощи.

  1. Основная причина — недостижение показателей по объемам;
  2. Недостижение показателей качества.

Сроки возврата средств

По закону, учреждения должны осуществить возврат остатка полученных в качестве материальной помощи средств до 1 июля года, следующего за годом получения денежных средств.

  1. Остатки, которые образовались из-за невыполнения учреждением установленных показателей по объемам госуслуг;
  2. Остатки от субсидии, предоставленной для иных целей, если организация подала заявку на получение новой выплаты на эти же задачи и в текущем году.

Внимание! Субъекты РФ должны самостоятельно определить точные сроки, в которые должна быть возвращена выплата.

Существует два основных способа возврата материальной поддержки, полученной для выполнения государственной задачи:

  1. За счет неиспользованных денежных средств. Воспользоваться таким способом можно только в тех ситуациях, когда средства, полученные в рамках субсидии, не были израсходованы полностью. На практике такой вариант считается самым безболезненным;
  2. За счет денежных средств, полученных в результате деятельности учреждения, приносящей доход. Такие деньги придется задействовать при полной реализации полученных в качестве субсидии сумм, если показатели качества или объема выполнения задачи так и не были достигнуты.

При отсутствии у учреждения возможности выплатить средства одним из двух вышеперечисленных способов (вся субсидия была потрачена, а источника дохода у организации нет), выплата денег производится в сроки, необходимые для полного возмещения.

Дополнительные вопросы

  1. Допускается ли оплата средствами субсидии ремонта иного имущества учреждения, учтенного по коду «4» и используемого для выполнения задания?
  2. Направления расходования денежных средств определяются руководителями автономных учреждений самостоятельно, но с учетом содержания Плана деятельности.

  3. Следовательно, если ремонт имущества требуется для выполнения государственного задания, средства, полученные в качестве субсидии, могут быть потрачены на его проведение.
  4. Но при этом важно учитывать, чтобы оставшейся субсидии хватило для выполнения целей учреждения, для которых средства были предоставлены.

Оформление документации

  • Приказ Министерства Финансов № 198н утверждает форму типового соглашения, на основании которого происходит предоставление субсидии для выполнения поставленной государством задачи.
  • Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
  • Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Новая типовая форма соглашения о предоставлении субсидии на госзадание (Ехлакова К.А.)

Дата размещения статьи: 10.10.2017

Отражение в учете операций по предоставлению субсидий

Субсидии целевого характера

В России предусмотрена социальная помощь и поддержка не только гражданам, но и организациям. Действующий способ предоставления материальной помощи для юридических лиц — целевая субсидия. Денежные средства подлежат выдаче с последующим отчетом, а в случае нереализованности возвращаются в бюджет региона.

Что представляет собой целевая субсидия

Целевые субсидии бюджетным учреждениям - это материальная помощь от государства: виды

Целевые субсидии считаются средством оказания помощи в виде денежных средств, выделяемых из регионального бюджета административным аппаратом, на определенные цели, заявленные предприятием. Процесс субсидирования реализуется и на более высоком уровне, когда субъект, входящий в государство, направляет проект с указанием целей и затрат, документы, подтверждающие необходимость этой процедуры, в федеральные органы власти.

Статьи 78.1, 79 БК предполагают, что учредитель может предоставить материальную поддержку региону или конкретной организации на определенные нужды.

Эти выплаты в денежной форме перечисляются в разовом режиме при предоставлении потенциальным получателем бизнес-плана.

Выделяемые суммы в качестве бюджетных инвестиций направляются для повышения стоимости имущества, основных средств, имеющихся у муниципалитетов.

Таким образом, организация может получить возможность финансирования практически любых нужд, которые не относятся к запрещенным статьям расходов. Это реализуется только в том случае, если учредитель посчитает процедуру по выделению денежных средств рациональной для функционирования бюджетного учреждения.

Кому и на что предоставляется

Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов.

Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе.

А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.

Такими целями являются:

  • проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
  • возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
  • формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
  • компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
  • обеспечение выполнения государственного задания.

ВНИМАНИЕ! Организация при планировании расходов и понимании, что ей требуется больший объем денежных средств в виде целевой субсидии на определенные нужды, не входящие в этот список, может оформить заявку, где укажет свои потребности. Этот вариант рассматривается учредителем, осуществляющим субсидирование, в индивидуальном порядке.

Механизм выделения и получения субсидий

Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:

  • организация анализирует показатели своей деятельности и делает выводы о том, на какие цели необходимы денежные средства из бюджета;
  • подготавливает документацию, где изложена информация о предстоящих операциях, осуществляемых с целевыми суммами, которые направляются в бюджетное учреждение (в качестве необходимых сведений указывается название, цель, код классификации, остатки по субсидированию с прошлого года, планируемая выплата в текущем году);
  • сформированная информация подается учредителю, который рассматривает и оценивает данные на целесообразность, просчитывает риски, принимает решение о выделении предложенной суммы;
  • после того как последующие действия по перечислению денег на счета учреждения согласованы, принято положительное решение, они направляются на специальный лицевой счет, открытый для таких выплат.

ВАЖНО! Отправление заявки на субсидирование может производиться в электронном виде для ускорения процесса рассмотрения и принятия решения.

Если уровень рассмотрения заявки региональный, срок обработки информации не превышает 1 месяца с момента подачи документов.

При выделении денег из федерального бюджета, вопрос обсуждается вышестоящими органами не более 2 месяцев с момента отправки заявки.

Как происходит получение финансовых средств

После того как факт передачи денег утверждается учредителем, информация о переводе передается в казначейство, где проходит проверка соответствия кода субсидии, суммы платежа, содержание по оказанию услуг, поставкам продукции, аренде оборудования или помещения согласно указанным целям в заявке.

При сверке информации учитывается, какая сумма осталась на счете после использования предыдущих выплат, характер операций, совершаемых по этому счету. Если вся информация актуальна, соответствует сформированным данным заявки, денежные средства поступают на счет и используются по назначению.

Отчет о расходовании целевой помощи

Каждое учреждение, реализовавшее в текущем году право на субсидирование, обязано оформить отчет о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве помощи организации.

Субъект самостоятельно издает постановление, где изложен порядок предоставления, использования, отчетности, контроля и возврата остатков денег. Обычно отчетность направляется учредителю ежеквартально, а в конце года направляется общий отчет с результатами выполнения показателей, предполагающих результативность после предоставления бюджетных средств.

Местные органы берут на себя обязательство по сбору всех документов, подтверждающих расходы, оформление отчета по установленной форме и отправке полученных данных.

Принимающий отчет орган проводит оценку качества использования ранее направленной материальной помощи в течение 30 рабочих дней.

Он делает выводы о том, насколько предприятие достигло планируемых показателей с помощью их сравнения в процентном соотношении в соответствии с планом и фактическим результатом.

ВАЖНО! Учреждению, формирующему отчет, необходимо указывать реальные траты, так как при неполном расходовании помощи следует вернуть оставшуюся часть средств. Если со стороны проверяющего юридического лица в документации обнаружится неверная информация или нерациональное использование бюджета, получатель может быть привлечен к ответственности.

Бухгалтерский учет целевых субсидий

У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи».

К нему прилагается инструкция, которая утверждена приказом Министерства финансов, действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н.

Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».

В качестве финансовых операций рассматриваются:

  • количество поступивших дотаций;
  • сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
  • какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.

Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:

  • поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
  • полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.

ВНИМАНИЕ! Контроль фиксации данных в бухгалтерском учете производится руководителем организации.



Возврат неиспользованных средств

Финансовая помощь оказывается нуждающимся в этом учреждениям не безвозмездно.

В интересах начальника осуществить затраты в соответствии со своим планом в полном объеме, соблюсти рациональность расходов.

Если субсидирование выделялось для выполнения государственного задания, то остатки переносятся на следующий год и остаются в организации, но оно при этом должно быть выполнено полностью.

ВАЖНО! Государственное задание является выполненным, когда не имеется существенных отклонений в показателях результативности.

Целевые субсидии подлежат возвращению, если прослеживается один из случаев:

  • деньги не израсходованы в полном объеме и по назначению;
  • расходы осуществлены с нарушениями законодательства.

Остатки могут возвращаться или оставаться на следующий год, но второй вариант возможен только при положительном решении выдающего субсидию органа.

Субсидия на выполнение госзадания: что это и как связано с закупками

Чтобы организации бюджета смогли осуществлять закупки в рамках 44 ФЗ, они должны иметь на это средства. Основа финансирования госзакупок — субсидия на выполнение государственного задания бюджетным учреждением. Государство проводит субсидирование и некоторых автономных учреждений, если это допускается их экономической деятельностью.

По сути, госзадание — это документ, определяющий требования к главным характеристикам государственных услуг: составу, качеству, объему, порядку оказания, результативности.

Размер субсидии на выполнение муниципального задания бюджетным учреждениям прописывается в соглашении между распорядителем и получателем средств бюджета. Форма и правила ее заполнения утверждены в ПП РФ № 640 от 26.06.2015.

Действия бюджетных и автономных учреждений в части реализации госзаданий регулируется ст. 69.2 БК РФ.

Объем выделяемого субсидирования планируется бюджетной организацией по статьям затрат. Вот на что можно тратить субсидию на госзадание бюджетным учреждениям:

  • заработная плата;
  • налоги;
  • закупки на нужды учреждения.

Заказчик приобретает товары, работы и услуги в рамках 44 ФЗ с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Не допускается нецелевое использование субсидии на выполнение государственного задания.

Субсидирование госзадания не всегда полностью покрывает затраты организации. В некоторых случаях госзакупки финансируются за счет средств местного бюджета. БУ и АУ используют и внебюджетные источники финансирования и проводят закупки по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ.

Примером таких средств являются доходы от предпринимательской деятельности.

По п. 6 ст. 9.2 7-ФЗ, бюджетные учреждения не имеют права отказываться от исполнения госзадания.

В 2020 году будут действовать новые сроки формирования ГЗ, МЗ. Теперь документы готовятся не позже 15 рабочих дней с момента утверждения лимитов бюджетных обязательств. После получения информации о выделенных ЛБО учреждение планирует расходную часть бюджета. Вот на каком документальном основании предоставляют субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания:

  • расходное расписание;
  • план финансово-хозяйственной деятельности;
  • соглашение о предоставлении денежных средств.

Как только организации выделили лимиты, бухгалтерия (или отдел планирования) составляет ПФХД и госзадание.

После утверждения документов вышестоящими органами (ГРБС) ответственный специалист в течение 10 рабочих дней формирует план-график закупок товаров, работ и услуг, на основании которых и будут осуществляться госзакупки по 44 ФЗ.

Если БУ, АУ осуществляет закупки в рамках 223 ФЗ, то такой организации-заказчику надлежит подготовить отдельный план закупок по закону № 223.

Субсидирование государственного задания

Денежные средства, которые выделяются из бюджета на исполнение госуслуг — это и есть субсидии на выполнение госзадания. Позднее часть этих денег направляется на закупки по 44 ФЗ с целью обеспечения потребностей государственных, муниципальных учреждений, реализующих услуги населению. Государство финансирует организации в соответствии со ст. 69.2 и 78.1 БК РФ.

Размер субсидирования определяется путем суммирования нормативных затрат на оказание госуслуг, нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного недвижимого имущества (из этих средств и осуществляются госзакупки). При расчете показателей специалисты должны учитывать рекомендации, закрепленные в приказе Минфина, Минэкономразвития № 137н/527 от 29.10.2010.

Все доходы и расходы бюджета подлежат обязательной кодировке. Код субсидии на выполнение государственного задания зависит от вида финансового обеспечения. В 2020 г. совокупный объем финансирования складывается из следующих статей:

  • нормативные затраты на оказание каждой услуги по госзаданию, умноженные на объем этой услуги;
  • нормативы на выполнение каждой работы, умноженные на ее объем;
  • расходы на уплату налогов и коэффициент платных услуг (объект налогообложения — имущество организации).

Получение и возврат средств

Регламент перечисления финансирования БУ, АУ прописывается в соглашении о порядке получения субсидии. В соглашение вносится информация об общей сумме финансирования, объемах и сроках субсидирования.

Также к нему в обязательном порядке составляется неотъемлемое приложение — график перечисления субсидии на выполнение государственного задания.

Организация-заказчик должна планировать закупки по этому источнику финансирования в соответствии с графиком.

В случае невыполнения БУ, АУ госзадания или отдельных показателей ГЗ, МЗ у организации должны остаться неиспользованные деньги, которые необходимо перечислить обратно в бюджет. Возврат остатков субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием (ст. 69.2 БК РФ).

Закупочная деятельность

БУ вправе как оказывать госуслуги в пределах установленного ГЗ, так и проводить госзакупки по 44 ФЗ на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для реализации целей госзадания. Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитываются с учетом планируемых затрат на закупки.

Цель субсидирования прописывается в соглашении. Заказчику запрещено проводить закупки по 44 ФЗ, не соответствующие целям ГЗ, МЗ. Если у вас образовалась экономия от заказов, вы вправе перераспределить эти средства на другие закупки.

Если по итогам финансового периода выявился остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания, эту сумму надлежит вернуть обратно в бюджет.

Ссылка на основную публикацию